Окружающий мир 1 класс
Учитель: Русых В.Б.
Тема урока: Когда жили динозавры?
Форма проведения: урок – путешествие.
Цели урока:
-
познакомить с удивительными животными прошлого – динозаврами;
-
формировать представления о далёком прошлом Земли;
-
узнать, как учёные изучают этих древних животных;
-
учить высказывать свою точку зрения и обосновывать её, извлекать информацию из энциклопедий;
-
развивать речь, память, познавательную активность учащихся;
-
выполнить коллективную аппликацию;
-
воспитывать любознательность, интерес к окружающему миру.
Тип урока:
по основной дидактической цели: урок изучения нового материала;
по основному способу проведения: урок – беседа;
по основным этапам учебного процесса: урок образования понятий, формирования новых знаний
Оборудование:
-
мультимедийная презентация;
-
плакат с изображением далёкого прошлого Земли;
-
фигурки динозавров;
-
цветные карандаши, клей;
-
учебник А.А.Плешакова «Окружающий мир» 1 класс.
Ход урока
-
Организационный момент.
День сегодня необычный.
Вы, уж точно, это знали.
Но такого приключенья
Даже вы не ожидали.
В путь со мною тот пойдёт,
Кто вести себя умеет
И друзей не подведёт.
Есть такие среди нас?
В путь отправится весь класс!
- Ребята, а кто это ждёт нас у дверей школы? (Муравьишка Вопросик и Мудрая черепаха).
- Они ведут беседу.(Дети читают)
-
Актуализация опорных знаний.
- Чтобы познакомиться с родственниками Мудрой черепахи, вы должны справиться с викториной. Вам нужно узнать животное и назвать первую букву его названия.
В результате получается слово ДИНОЗАВРЫ.
- Так какая тема у нашего сегодняшнего урока? (ДИНОЗАВРЫ)
- Ребята, а динозавры – это животные?
-
Формирование новых знаний.
- А кто – нибудь из вас знает, что обозначает слово ДИНОЗАВР?
-
Рассказ учителя.
Динозавры обитали на Земле от 200 до 65 миллионов лет назад. Было огромное количество самых разнообразных динозавров, однако не все они жили в одно и то же время. Детёныши динозавров вылуплялись из яиц, которые их мать откладывала в песок. Человек никогда не видел живых динозавров, потому что в то время, когда жили динозавры, людей на Земле ещё не было.
- Ребята, если люди никогда не видели динозавров, то как же они узнали, как они выглядят?
А помогают нам узнать о динозаврах учёные - палеонтологи. Они осторожно откапывают кости, соединяют их. После того, как окаменевшие кости попадут в руки учёных, может понадобиться несколько лет, чтобы создать полный скелет и представить, как выглядел динозавр.
- Ребята, а вы хотите узнать, как выглядели динозавры? Тогда отправимся в путешествие в мир динозавров на летучей тарелке.
-
Творческая работа.
- А пока мы будем лететь, мы послушаем сообщение, которое подготовила нам Саша.
3. «Это интересно»
– Ну, вот мы и прилетели. И каких же динозавров там только нет?! О самых интересных из них нам расскажут ребята.
-
У маменьчизавра самая длинная шея. Её длина – 14 метров. С помощью длинной шеи, похожей на стрелу подъемного крана, этот динозавр мог ощипывать листву с верхушек деревьев, до которых другие динозавры не могли дотянуться.
-
У теризинозавра самые длинные когти. Их длина – около 1 метра. Этот динозавр был травоядным, а своикогти использовал, чтобы срезать ветви и кору деревьев. Возможно, когти также служили для защиты.
-
У анкилозавра тело было длинным, почти с автобус, и заковано в очень прочную броню. Поэтому его прозвалиживым танком.
-
Самым тяжёлым динозавром был аргентинозавр. Его вес достигал 100 тонн. Он весил почти как 25 слонов!
-
Самым высоким был брахиозавр. Его длина - 16 метров. Это всё равно, что поставить друг на друга 3 жирафа!
-
Компсогнатус – самый маленький динозавр. Он был величиной с курицу, питался насекомыми и очень быстро бегал.
-
Троодон был самым умным динозавром.
-
Стегозавр был самым глупым динозавром. У него был мозг величиной с грецкий орех.
-
Самым свирепым хищником был тираннозавр, что означает «царь ящеров».
4. Физкультминутка.
- Динозавры приглашают нас отдохнуть и спеть песенку.
5. Знакомство с хищниками и травоядными.
– Только что мы с вами выяснили, что динозавры были и большими, и маленькими, и глупыми, и умными, т.е. они были очень разными, и всё – таки всех из можно разделить на 2 группы. Какие? (Хищники и травоядные)
- Как вы думаете, какой из этих динозавров хищник, а какой питался растениями?
6.Беседа.
- А чем питались травоядные динозавры?
( Травоядных динозавров было гораздо больше, чем хищников, и питались они растениями.)
- А чем питались хищники? ( Хищники питались насекомыми, яйцами динозавров, а нередко - и травоядными динозаврами.)
- А как могли растительноядные динозавры защитить себя от хищников?(Но справиться с травоядным динозавром было не так уж просто, потому что у них были свои средства защиты.)
7.Рассказ учителя.
- Некоторые растительноядные динозавры жили большими стадами, чтобы совместно обороняться от хищников.
- У стиракозавра и трицератопса были рога и большие шейные пластины, которые защищали шею животных.
- У стегозавра на спине были большие костяные щитки, росшие прямо из шкуры, а хвост был увенчан острыми, как кинжалы шипами.
- У анкилозавра тело было покрыто крепкой «бронёй». При нападении хищника он пригибался к земле, защищая живот, и отбивался огромной «булавой», находящейся на конце хвоста. Эта «булава» была в 5 раз больше человеческой головы.
- У диплодока средством защиты был длинный хвост, которым он отбивался, как кнутом.
- Но чаще всего травоядных динозавров спасали сильные и быстрые ноги. (Рабдодон)
IV. Применение и закрепление новых знаний.
1. Практическая работа.
– Вот наше путешествие подошло к концу. Сейчас сядем в нашу летающую тарелку и полетим домой. Но что это? Путь преградил огромный и свирепый тираннозавр. Самим нам не справиться. Давайте оживим динозавров, чтобы они нам помогли.
- У каждого на парте лежит бесцветный динозавр. Вы достаёте карандаши и их раскрашиваете, т.е. оживляете.
- Сначала тираннозавра решили прогнать травоядные. (Ребята выходят и приклеивают своих динозавров)
- Затем к ним на помощь отправились хищники. (Ребята выходят и приклеивают своих динозавров)
- Тираннозавр испугался и убежал! Садимся в тарелку и летим домой.
2.Творческая работа.
- А пока мы будем лететь, Юля нам расскажет сказку .
V. Итог урока.
1. - Вот мы и прилетели домой. Муравьишка Вопросик хочет вас о чём – то спросить.
- У Муравьишки есть ещё один вопрос.
2.Работа по учебнику.
- На с.79 мы прочитаем то, что нам хочет сообщить Мудрая черепаха.
- Мудрая черепаха прощается с нами. Что же она хочет нам сказать?
Презентация1
Презентация2
Презентация3
Презентация4 |