Программа курса "Интенсивный курс развития памяти и внимания дошкольников"
Пояснительная записка
Все родители хотят, чтобы их дети в школе хорошо учились, были послушны, активны, жизнерадостны. Однако школьные трудности неизбежны, но кто-то справится с ними легко, а кому-то будет трудно, и от взрослых потребуется большой запас терпения, чтобы понять и помочь ребёнку. Для того чтобы дети безболезненно входили в школьную жизнь, необходимо, чтобы они были подготовлены к предстоящим изменениям.
В основу комплексной образовательно-развивающей программы по развитию памяти и внимания положена идея развития личностного потенциала ребенка и его психического становления посредством познания действительности и преобразования ее (в том числе и самого себя). Программа опирается в своих принципиальных моментах на новую наиболее актуальную программу по дошкольному образованию, получившую гриф Министерства Образования – Программа «Предшкольная пора» под редакцией Н.Ф.Виноградовой. Данная программа содействуют эффективному решению проблемы преемственности между дошкольным и начальным общим образованием. Содержание программы обеспечивает развитие личности ребенка дошкольного возраста по основным направлениям.
В образовательном процессе реализуется дифференцированный и индивидуальный подход по нескольким направлениям:
• Разностороннее развитие ребенка, направленное на сохранение здоровья, эмоционального благополучия и развития индивидуальности каждого ребенка;
• Организация функциональной среды, обеспечивающей адаптацию дошкольника;
• Диагностическая и консультативная помощь родителям со стороны педагогов.
Цель курса – всестороннее развитие личности ребенка, его ценностных представлений об окружающем мире, кругозора, интеллекта, личностных качеств, памяти и внимания.
Задачи обучения:
1. формирование мотивации учения и интереса к самому процессу обучения;
2. развитие памяти, внимания, восприятия, вариативности мышления, творческих способностей;
3. развитие наглядно-образного и формирование словесно-логического мышления, умения делать выводы, обосновывать свои суждения;
4. формирование приемом умственных действий: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, исключения, моделирования, конструирования;
5. развитие общеучебных умений: умения работать в коллективе, взаимодействовать, доводить начатое до конца, работать внимательно, сосредоточенно, планировать и контролировать свои действия;
6. развитие умений общения со взрослыми, со сверстниками, умения видеть мир глазами другого человека;
7. развитие умений говорения, слушания и чтения;
8. обогащение активного, пассивного, потенциального словаря; развитие грамматического строя речи, умений связной речи с опорой на речевой опыт ребенка – носителя языка;
9. расширение представлений об окружающем мире, явлениях действительности с опорой на жизненный опыт ребенка.
Многие родители ещё до школы начинают подготовительную работу: учат буквы и цифры. Однако готовность к школе предполагает не только наличие определённых знаний, но и умение учиться, то есть стремление сразу понять учебную задачу, запомнить, удержать её в ходе выполнения, проверить, оценить результат своей деятельности. Не менее важные показатели — развитие речи, познавательных способностей, произвольного внимания, а также умение общаться, понимать и выполнять правила поведения в школе и главное — желание учиться.
В школу приходят разные дети, с разным кругозором. Что должен ребёнок знать до школы обязательно, а какие знания ещё не совсем актуальны для будущих первоклассников?
На наш взгляд, важно, чтобы дошкольник мог назвать день своего рождения, свой возраст, адрес. Хорошо, если ребёнок знает профессии родителей. Многие дети говорят, что бывали у мамы или у папы на работе, но не знают, кем они работают. О чём могут говорить пробелы в этих совершенно элементарных знаниях? Во-первых, о недостаточном взаимодействии родителей и ребёнка. Как правило, у взрослых нет времени, они заняты, разговоры с детьми ограничены в основном бытовыми проблемами. Во-вторых, ребёнок может и сам быть малоактивным, нелюбознательным. Он чаще бывает один, занят играми или смотрит телевизор. В любом случае развитие активности, наблюдательности, любознательности ребёнка происходит в контакте со взрослыми. Помните: активным, любознательным детям легче учиться.
Большие трудности у многих первоклассников вызывает умение ориентироваться в пространстве, им бывает трудно запомнить, где правая, а где левая сторона (например, им трудно найти место (точку) в тетради или учебнике, с которого надо начинать работу). Сложность возникает при освоении письма и чтения, которые осуществляются слева направо. Всё это потребовало включения в занятия упражнений на запоминание направлений в пространстве.
Уже на первых уроках учитель что-то рассказывает, объясняет для всех ребят, сидящих в классе. Понимание и усвоение материала будет у каждого различным, так как это зависит от уровня произвольного внимания, запоминания. В программу включены упражнения на развитие памяти, внимания. Задания на развитие образной и слуховой памяти предлагаются детям одновременно с заданиями на умение анализировать, классифицировать, обобщать, сравнивать. Важно добиваться не только правильного выполнения, но и понимания. Именно поэтому полезно попросить ребёнка повторить задание, рассказать, как он будет его выполнять. Этот приём пригодится и в школе при выполнении домашних уроков. Проговаривание задания и собственных действий способствует лучшему пониманию и усвоению материала, а педагогам поможет в выявлении пробелов, «провалов» в знаниях ребёнка.
Ребёнок должен быть готов к школе не только физически (перед школой дети обязательно проходят медосмотр). Не менее важна и психологическая подготовка. Мы убеждены: о школе нужно разговаривать, формировать только положительное отношение к будущим учителям и одноклассникам, интерес к новым знаниям. Это направление подготовки к школе, к учению является значимым, так как оно способствует формированию школьной мотивации. Наши занятия расширяют представления ребёнка о школе.
Так же программа рассчитана на получение детьми первоначального представления о буквах, числах и цифрах, на знакомство с элементами букв, на развитие навыков письма.
Большое внимание уделяется развитию речи и обогащению словарного запаса детей.
Программа интенсивного курса развития памяти и внимания включает 56 занятий (7 месяцев по 8 занятий), которые будут проходить с 01.10.13 по 01.05.14 г. Каждое занятие рассчитано на 2 учебных часа (45 минут)
Планируемые результаты
В результате занятий по программе у старшего дошкольника сформируются следующие предпосылки для достижения личностных и метапредметных (регулятивных, познавательных, коммуникативных) результатов и предметные результаты.
Личностными результатами (предпосылками к их достижению) дошкольной подготовки является формирование следующих умений:
- определять и высказывать под руководством учителя самые простые общие для всех правила поведения (этические нормы);
- в предложенных учителем ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как поступить (при поддержке учителя);
- при поддержке учителя и окружающих давать оценку своим поступкам и поступкам других людей;
- понимать, что оценка его поступков и мотивов определяется не столько его собственным отношением к самому себе (Я «хороший»), но прежде всего тем, как его поступки выглядят в глазах окружающих людей;
- выражать свои эмоции, соблюдая этические нормы;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- высказывать свое отношение к героям литературных произведений, их поступкам;
- объяснять, хочет идти в школу или нет, и почему.
Сформированность положительной мотивации к учебной деятельности: «Я хочу учиться!» - самый желаемый планируемый личностный результат.
Метапредметными результатами (предпосылками к их формированию) дошкольной подготовки является формирование следующих универсальных учебных действий (далее по тексту УУД): регулятивных, познавательных, коммуникативных.
Регулятивные УУД:
- учиться определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
- учиться работать по предложенному учителем плану;
- учиться проговаривать последовательность действий на занятии;
- учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом (иллюстрациями) учебного пособия;
- учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
- учиться совместно с учителем и другими ребятами давать эмоциональную оценку своей деятельности на занятии и деятельности всего класса;
- учиться оценивать результаты своей работы.
Познавательные УУД:
- учиться ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
- учиться ориентироваться в учебном пособии (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
- учиться находить ответы на вопросы в иллюстрациях;
- сравнивать и группировать различные объекты (числа, геометрические фигуры, предметные картинки);
- классифицировать и обобщать на основе жизненного опыта;
- учиться делать выводы в результате совместной работы с учителем;
- учиться преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять математические рассказы на основе предметных рисунков и простейших моделей, заменять слово, предложение схемой).
Коммуникативные УУД:
- называть свои фамилию, имя, домашний адрес;
- слушать и понимать речь других;
- учиться ориентироваться на позицию других людей, отличную от собственной, уважать иную точку зрения;
- учиться оформлять свои мысли в устной форме;
- строить понятные для партнера высказывания;
- уметь задавать вопросы, чтобы с их помощью получать необходимые сведения от партнера по деятельности;
- совместно с учителем договариваться с другими ребятами о правилах поведения и общения и учиться следовать им;
- сохранять доброжелательное отношение друг к другу не только в случае общей заинтересованности, но и в нередко возникающих на практике ситуациях конфликтов интересов;
- учиться выполнять различные роли при совместной работе
Критерии оценки эффективности:
• Снижение уровня тревожности и психической защиты у детей;
• Эмоциональное благополучие ребенка;
• Развитие коммуникативных навыков и творческих способностей;
• Выработка учителем стратегий индивидуального (личностно – ориентированного) подхода к детям;
• Включение родителей в процесс развития памяти и внимания.
Календарно – тематическое планирование.
№ п/п |
Тема занятия |
Примерная дата проведения |
Примечание |
|
Подготовительный период (12 занятий) |
||||
|
Знакомство |
|
|
|
|
Формирование пространственных представлений |
|
|
|
|
Формирование пространственных представлений |
|
|
|
|
Формирование пространственных представлений |
|
|
|
|
Формирование пространственных представлений |
|
|
|
|
Развитие коммуникативных способностей: правила дружбы. |
|
|
|
|
Развитие коммуникативных способностей: правила вежливости. |
|
|
|
|
Развитие коммуникативных способностей: поговорим о школе. |
|
|
|
|
Игры на развитие внимания, классификацию, синтез. |
|
|
|
|
Игры на развитие зрительной памяти ребёнка |
|
|
|
|
Игры на развитие слуховой памяти ребёнка |
|
|
|
Основной период (46 занятий) |
||||
|
Времена года. Лето. Один – много. |
|
|
|
|
Времена года. Осень. Прямая наклонная линия. Больше, меньше, столько же. |
|
|
|
|
Времена года. Зима. Прямая наклонная линия. Длинный – короткий. |
|
|
|
|
Времена года. Весна. Линия с закруглением внизу. Широкий – узкий. |
|
|
|
|
Дни недели. Сутки. Линия с закруглением внизу. Раньше – позже. |
|
|
|
|
Игрушки. Линия с закруглением вверху. Выше – ниже. |
|
|
|
|
Школьные принадлежности. Линия с закруглением вверху. Ближе – дальше. |
|
|
|
|
Овощи. Линия с закруглением вверху и внизу. Впереди - позади. |
|
|
|
|
Фрукты. Линия с закруглением вверху и внизу. Вверху – внизу. |
|
|
|
|
Ягоды. Линия с закруглением вверху и внизу. На, над, под. |
|
|
|
|
Деревья. Линия с петлёй. Справа, слева. |
|
|
|
|
Кустарники. Плавная линия. Справа, слева, между. |
|
|
|
|
Садовые цветы. Полуовал. Внутри, снаружи. |
|
|
|
|
Полевые цветы. Буква а. Круг. |
|
|
|
|
Комнатные цветы. Буква о. Овал. |
|
|
|
|
Зерновые культуры. Буква и. Число цифра 1. |
|
|
|
|
Грибы. Буква у. Треугольник. |
|
|
|
|
Домашние животные. Буква ы. Число и цифра 2. |
|
|
|
|
Детёныши домашних животных. Буква э. Квадрат. |
|
|
|
|
Дикие животные нашего края. Буква я. Число и цифра 3. |
|
|
|
|
Дикие животные жарких стран. Буква е. Больше – меньше. |
|
|
|
|
Дикие животные Севера. Буква ё. Знак «плюс» |
|
|
|
|
Рыбы. Буква ю. Знак «минус» |
|
|
|
|
Обитатели морей и океанов. Буква н. Повторение пройденного. |
|
|
|
|
Птицы нашего края и домашние птицы. Буква т. Число и цифра 0. |
|
|
|
|
Птицы Юга и Севера. Буква к. Число 4. |
|
|
|
|
Насекомые. Буква с. Число 4. |
|
|
|
|
Животные, обитающие в пустыне. Буква л. Четырёхугольник. |
|
|
|
|
Дом. Буква р. Число 5. |
|
|
|
|
Мебель. Буква в. Число 5. |
|
|
|
|
Электрические приборы. Буква п. Пятиугольник. |
|
|
|
|
Посуда. Буква м. Повторение. |
|
|
|
|
Бытовые приборы. Буква з. Число 6. |
|
|
|
|
Предметы гигиены. Буква б. Число 6. |
|
|
|
|
Одежда. Буква д. Число 6. |
|
|
|
|
Обувь. Буква г. Повторение. |
|
|
|
|
Головные уборы. Буква ч. Число 7. |
|
|
|
|
Музыкальные инструменты. Буквы ь, ъ. Число 7. Разделительные ь и ъ. |
|
|
|
|
Рабочие инструменты. Буква ш. Число 8. |
|
|
|
|
Спортивные принадлежности. Буква ж. Число 8. |
|
|
|
|
Наземный транспорт. Буква й. Число 9. |
|
|
|
|
Водный транспорт. Буква х. Число 9. |
|
|
|
|
Воздушный транспорт. Буква ц. Число 10. Семья. Буква ф. Повторение. |
|
|
|
|
Машины – помощники. Буква щ. Число 10. |
|
|
Используемая литература
- Л.Н. Нагаева «Я иду в 1 класс» Занятияигры для будущих первоклассников. ИД «Литера», 2010.
- Т.Ф. Клементович «Я учусь математике» ИД «Литера», 2010.
- О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова «Большая книга заданий и упражнений для подготовки к школе. ООО «Издательство Астрель», 2012
- С.Е. Гаврина «Готовим руку к письму» ООО Изд. «Росмэн – пресс», 2001
- С.Е. Гаврина «Учимся читать» ООО Изд. «Росмэн – пресс», 2001
- О.В. Чистякова «Обучение грамоте» ИД «Литера», 2010.
- М.Г. Нефёдова «Дидактические игры по математике» ООО «Издательство Астрель», 2012
- С. Е. Гаврина, Н. Л. Кутявина, И. Г. Топоркова, С. В. Щербинина «Внимание. Память» Изд. «Росмэн – пресс», 2010
- "Задания и упражнения для развития памяти, внимания и воображения у детей 5-7 лет» Изд. «КАРО», 2009
- Надежда Лунина «Играем в буквы и слова. Путешествуем по Реченьке. Развиваем память, речь, внимание, воображение» Сибирское университетское издательство, 2009
- С.А. Васильева «Идеальная память. С детства и навсегда. Запоминай-ка. От 5 до 7 лет. Обучающие и развивающие игры и задания» АСТ, Сова, 2009
- Э. Павленко «Память. Логика. Внимание» Изд. Стрекоза, 2008