Программа летнего оздоровительного лагеря дневного пребывания при МБОУ СОШ №1 г.Красногорска "Колокольчик"
Пояснительная записка.
Летняя большая перемена дана школьникам для укрепления их здоровья, физической закалки, восстановления сил после долгого учебного года. Но это также время их обогащения, время действий, пробы и проверки своих сил, время освоения и осмысления окружающего мира. Как правило, активный отдых детей проходит в спортивно-оздоровительных лагерях, в санаториях, на пришкольных летних оздоровительных площадках.
Ежегодно для учащихся проводится оздоровительная смена в летнем оздоровительный лагере дневного пребывания «Колокольчик», который функционирует на базе МБОУ СОШ № 1г.Красногрска.
Для того чтобы отдых сделать полноценным была разработана программа.
Разработка данной программы организации летнего каникулярного отдыха, оздоровления и занятости детей была вызвана:
- повышением спроса родителей и детей на организованный отдых школьников;
- модернизацией старых форм работы и введением новых;
- необходимостью использования богатого творческого потенциала детей и педагогов в реализации цели и задач программы.
Центром воспитательной работы лагеря является ребенок и его стремление к реализации. Пребывание здесь для каждого ребенка – время получения новых знаний, приобретения навыков и жизненного опыта. Это возможно благодаря продуманной организованной системе планирования лагерной смены.
Летние каникулы - самая лучшая и незабываемая пора для развития творческих способностей и совершенствования возможностей ребёнка, вовлечения детей в новые социальные связи, удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей.
Летние каникулы - это период, когда дети могут «сделать свою жизнь» полной интересных знакомств, полезных увлечений и спортивных занятий. Именно такие возможности для каждого ребёнка открывает наш детский оздоровительный лагерь.
Организация летнего отдыха - один из важных аспектов образовательной деятельности. Организованная деятельность детей в летний период позволяет сделать педагогический процесс непрерывным в течение всего года. Содержанием летнего досуга должен стать активно организованный отдых детей, способствующий снятию физического и психологического напряжения детского организма.
Вся воспитательная работа в пришкольном лагере "Колокольчик” направлена на реализацию задачи спортивно – оздоровительного воспитания учащихся в форме КТД. По продолжительности программа является краткосрочной, т.е. реализуется в течение 1 лагерной смены (21 дней).
Конечно же, готового рецепта "Звонкого лета" не существует, но учителя нашей школы убеждены, что взаимопонимание и хорошее настроение – залог радостных каникул.
Обоснование актуальности программы.
Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени детей. Этот период благоприятен для совершенствования их личностных возможностей, развития творческого потенциала, достижения уровня самоутверждения и самореализации, воплощения собственных планов.
Летний оздоровительный лагерь с дневным пребыванием – это учреждение, предназначенное для обеспечения полноценного отдыха и оздоровления детей в стенах образовательного учреждения, создания благоприятных условий для их всестороннего духовного и физического развития.
Учитывая традиции и возможности МБОУ СОШ № 1 (кадровые, материально-технические ресурсы), желания и интересы детей и родителей, была разработана программа детского летнего оздоровительного лагеря.
Деятельность летнего оздоровительного лагеря является продолжением воспитательной работы нашей школы.
Процесс организации воспитательной работы в летнем лагере направлен на вовлечение ребёнка в общественную жизнь с учётом его индивидуальных способностей, выработку ценностного отношения к здоровому образу жизни и формирование на этой основе его нравственного, эстетического, гражданского сознания. С этой целью в лагере выстроена система воспитательно-оздоровительной работы, что позволяет обеспечить полноценное воспитание и оздоровление детей.
Организация спортивных соревнований, проведение подвижных игр, конкурсов, встреч с медицинскими работниками, оздоровительные процедуры, призваны способствовать укреплению здоровья, развитию двигательных способностей и функциональных возможностей детей, воспитанию волевых качеств личности.
Организация досуга построена так, чтобы наиболее полно и ярко раскрыть естественную потребность в свободе и независимости ребёнка, стать сферой активного самовоспитания, предоставить детям возможность роста и самосовершенствования, через включение ребят в управление делами на уровне микрогрупп, отряда и предусматривает развитие и воспитание ребят в коллективе. Использование массовых форм проведения досуга, таких как игры, конкурсы, спортивно-развлекательные программы способствуют включению всех детей в коллективную деятельность, расширяют кругозор детей, развивают у них любознательность.
Программа направлена на развитие лидерских и коммуникативных качеств, на раскрытие творческого потенциала участников, где гармонично сочетается творчество и спорт, где все как одна большая семья.
Предлагаемая программа предназначена для детей начального звена в количестве 160 человек и рассчитана на 21 день
Цели программы:
-
Организация благоприятных условий для полноценного летнего отдыха;
-
Планирование досуга детей с целью создания условий для разностороннего развития их личности и раскрытия творческого потенциала;
-
Продолжение укрепления нравственного, физического, психического, интеллектуального здоровья детей,
-
Проведение оздоровительных мероприятий для повышения уровня здоровья детей и стремления к здоровому образу жизни;
-
Повышение культурного уровня, гражданско-общественной и коммуникативной компетентности.
Задачи программы:
Оздоровительные:
-
Создать условия для укрепления здоровья, физической выносливости;
-
Вовлечь детей в активную спортивно-оздоровительную деятельность;
-
Обеспечить длительное пребывание на воздухе;
Воспитательные:
-
Создать благоприятные условия для разностороннего развития личности каждого ребёнка и летнего отдыха детей;
-
Создать условия, способствующие формированию навыков здорового образа жизни, укреплению здоровья;
-
Создание условий для воспитания культуры общения;
Развивающие:
-
Развивать и укреплять связь школы и семьи;
-
Развивать спортивно – оздоровительные навыки в ходе практической деятельности;
-
Развивать творческое мышление через реализацию конкурсно-игровых программ;
Механизм реализации программы.
Учитывая возрастные особенности младшего школьного возраста и значимость деятельностного подхода в воспитательном процессе, в основе механизма реализации программы лежит сюжетно-ролевая игра, как ведущий тип деятельности. Ценность сюжетно-ролевой игры заключается в развитии таких качеств как, настойчивость, смелость, умение ориентироваться в сложной ситуации, умение действовать в интересах коллектива, сообща добиваться победы.
Для того чтобы программа заработала, нужно создать такие условия, чтобы каждый участник процесса нашёл своё место, с удовольствием относился к обязанностям и поручениям, а так же с радостью участвовал в предложенных мероприятиях. Для выполнения этих условий необходимо соблюдать следующие этапы.
I этап: Подготовительный (апрель-май)
-
Участие в городских совещаниях, посвящённых подготовке к проведению летней оздоровительной кампании;
-
Знакомство с правовыми документами нормативной базы, обеспечивающей качественный отдых детей в текущем году;
-
Проведение совещаний при директоре по подготовке школы к летнему сезону;
-
Издание приказа по школе о проведении летней кампании;
-
Разработка программы деятельности школьного летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей;
-
Отбор кадров для работы в летнем оздоровительном лагере;
-
Составление необходимой документации для деятельности лагеря;
-
Организация помещений лагеря согласно нормам и требованиям СанПин;
-
Обеспечение допуска сотрудников к работе с детьми;
-
Формирование списка детей, посещающих оздоровительный лагерь, на основании заявлении родителей.
II этап: Организационный (первый день работы лагеря)
-
Встреча детей;
-
Начало реализации программы лагеря «Колокольчик»;
-
Линейка, открытие лагерной смены;
-
Знакомство с правилами внутреннего распорядка лагеря.
III этап: Основной (19 дней)
-
Реализация основной идеи смены;
-
Вовлечение детей в различные виды коллективно-творческих дел;
-
Работа кружков, спортивных секций;
IV этап: Заключительный (последний день работы лагеря)
-
Линейка, закрытие лагерной смены, вручение грамот и благодарностей.
Содержание программы
Основное направление работы данной программы – спортивно – оздоровительное, чему и посвящена большая часть мероприятий в лагере. Однако не стоит забывать и о других сферах воспитательной работы, без которых невозможно всестороннее развитие личности ребёнка.
1. Спортивно-оздоровительное.
В летнем оздоровительном лагере «Колокольчик» большая часть работы направлена на сохранение и укрепление здоровья детей. День в лагере начинается с утренней зарядки, продолжительностью в 15 минут на улице или в спортивном зале в зависимости от погоды. Основной задачей этого режимного момента является укрепление физического развития, закаливания, повышения тонуса, положительного эмоционального заряда на весь день.
Спортивные соревнования, весёлые эстафеты, дни здоровья, различные беседы о здоровом образе жизни, беседы по гигиеническому воспитанию и профилактике травматизма, подвижные игры на свежем воздухе, беседы с медсестрой развивают у детей ловкость и смекалку, способствуют реализации потребности детей в двигательной активности, приобщают воспитанников к здоровому образу жизни.
Мероприятия:
- ежедневная утренняя зарядка с игровым сюжетом
- ежедневно - подвижные игры на свежем воздухе,
- минутки здоровья (беседы о первой помощи пострадавшим и о ЗОЖ)
- комический футбол с воспитателями,
- эстафеты,
- КТД: «Экомарафон», «Сказочный чемпионат», «Морской бой», «Состязания здоровячков», «Эти забавные животные» и т. д.
2. Творческое.
Рисование в лагере даёт большие возможности в развитии художественных способностей детей. Рисуя, дети усваивают целый ряд навыков изобразительной деятельности, укрепляют зрительную память, учатся замечать и различать цвета и формы. В своих рисунках они воплощают собственное ведение мира, свои фантазии. Участвуя в конкурсах рисунков дети учатся передавать свои эмоции через рисунок.
3. Досуговое.
Организация досуговой деятельности детей – один из компонентов единого процесса жизнедеятельности ребёнка в период пребывания его в лагере. Это процесс активного общения, удовлетворения потребностей детей в контактах, творческой деятельности, интеллектуального и физического развития ребёнка, формирования его характера.
4. Гражданско – патриотическое.
Это направление включает в себя мероприятия, носящие патриотический, исторический и культурный характер.
Материально - технические условия реализации программы
-
Игровые комнаты с необходимым набором оборудования;
-
Комнаты отдыха;
-
Открытая спортивная площадка;
-
Спортивный зал;
-
Актовый зал с мультимедийным оборудованием;
-
Школьный музей боевой славы;
-
Столовая;
-
Библиотека;
-
Медицинский кабинет.
Ожидаемые результаты
Лагерь – форма организации деятельности центра образования дана школьникам для укрепления их здоровья, физической закалки, восстановления сил после долгого учебного года. Это также время их обогащения, время действий, пробы и проверки своих сил, время освоения и осмысления окружающего мира.
Организация деятельности летнего оздоровительного лагеря предусматривает следующие результаты:
-
Укрепление здоровья и физической выносливости детей, а также формирование навыков здорового образа жизни в результате вовлечения детей в активную спортивно-оздоровительную деятельность, длительное пребывание на свежем воздухе, оздоровление в результате закаливающих процедур.
-
Раскрытие и развитие творческого потенциала детей в результате занятости их в кружковой деятельности, участия в конкурсах рисунков и чтецов.
-
Личностное развитие каждого ребёнка, воспитание культуры общения, расширение кругозора в результате формы организации деятельности детей в лагере и методов воспитания.
-
Создание благоприятного микроклимата в лагере в результате овладения умениями и навыками сотрудничества и взаимодействия.