Готовимся к школе
Накануне 1 сентября, нового и радостного для многих детей и родителей события в их жизни, и тех, и других охватывает волнение, терзают сомнения: а справится ли ребенок с новыми физическими и психологическими нагрузками, сумеет ли адаптироваться к школьному обучению? Время, естественно, ответит на этот вопрос и все расставит по своим местам, но...
Но хотелось бы сделать все необходимое и возможное, чтобы избежать серьезные трудности адаптации, исправить тревожное положение вещей, если таковое имеется. В этом родителям завтрашних первоклассников способны помочь игры, упражнения и рекомендации, которые я предлагаю в этой статье.
1. Игра «На уроке». Ее может организовать родитель завтрашнего первоклассника, оставаясь внешним наблюдателем. Объединившись с родителями таких же дошкольников, он проводит игру в группе нескольких детей, предварительно распределив между ними роли учителей и учащихся. И затем, оставшись наедине с ребенком, анализирует его поведение на каждом этапе игры.
Лучшим является такой вариант игры, когда в «классе» разные уроки и самые разнообразные виды занятий. Можно сделать «учителем» кого-то из родителей, который, например, на «уроке чтения» будет читать какую-нибудь сказку, а дети после прослушивания сначала по очереди перескажут ее содержание, а затем придумают и расскажут свои сказки. Либо поочередно, приводя по одной фразе, сочинят вместе новую сказку. Родитель или ребенок в роли «учителя» вызывает своих «учеников» (родители тоже могут ими быть) и каждому из них предлагает выполнить какое-либо задание «на оценку».
Подобные уроки дают хороший обучающий эффект и формируют эмоционально-волевую сферу личности, однако при их проведении необходимо проявлять педагогический такт, строго следить за тем, чтобы благополучие одних не достигалось за счет других, то есть никого из «класса» нельзя выделять как лучшего, всем следует выражать одобрение. Иначе у «отстающего» снизится интерес к занятиям в таком «классе», а это чревато отрицательными последствиями.
2. Игра «А ну-ка найди». Если ваш ребенок тревожится из-за того, что плохо читает, поиграйте с ним в эту игру. Вырежьте несколько карточек (до 15) и на каждой напишите печатными буквами очень разборчиво какое-нибудь слово. Разложите их в беспорядке на столе (можно не переворачивать). Попросите ребенка найти какое-либо из написанных слов. Пока он ищет карточку, прочитает немало слов. Если ему понравилась игра, немного усложните ее. Успехи успокоят малыша.
3. Игра «Отвернись и назови». Хорошо развивает внимание и наблюдательность. На столе расставляют определенное количество игрушек, и ребенок в течение нескольких минут смотрит на стол. Затем он отворачивается и называет игрушки, стоящие на столе. Это упражнение можно выполнять и несколько иначе. Например, вы можете убрать какую-то игрушку, заменить ее другой или просто переставить предметы местами. Затем ребенку предлагается повернуться и рассказать, какие изменения произошли на столе. Надо сказать, что задания, когда ребенку дается некоторое время рассматривать какой-то предмет, а затем ответить на вопросы, достаточно распространены. Это, например, может быть какая-то картинка, по которой затем будут задаваться разные простые вопросы. Такие картинки вы найдете в любой иллюстрированной книжке. Вы меняете варианты вопросов в зависимости от того, что именно изображено на картинке.
4. Игра «"Да" и "нет" не говорите». Учит сосредоточивать и концентрировать свое внимание, развивает умение слушать, вникать в смысл произносимых фраз. В нее дети играют с большим удовольствием. Суть игры заключается в том, чтобы задавать детям такие вопросы, которые спровоцировали бы их на употребление запретных слов "да" и "нет". Играть можно как вдвоем, так и группой. Можно также играть с фантами, когда проштрафившийся отдает свой фант ведущему. Вы можете самостоятельно определить отдельные условия игры, например, если ребенок в течение трех минут был настолько внимательным, что не употребил запретных слов, его можно считать победившим.
5. Игра «Поставь себя на место другого». Эта игра полезна всем: и детям, и взрослым, но предназначена, в основном, для ребенка с выраженными качествами лидера, который подавляет и обижает других детей. Сначала ему в эмоционально благоприятной обстановке задаются примерно такие вопросы: «После того, как ты сделал (сказал) это, что он (она) может чувствовать и как отреагировать?», «Представь, что не с ним (ней) так поступили, а с тобой. Что бы ты почувствовал и как отреагировал?». Затем, после беседы, разыграйте конкретную ситуацию, продуманную вами заранее, где вы неожиданно для ребенка выступите по отношению к нему в роли обидчика, типичной для вашего ребенка. Пусть даже вы поведете себя с ним несколько грубовато, чтобы он прочувствовал на себе, «прожил» это. После обсуждения все встанет на свои места. Старайтесь рассматривать самые разные ситуации. Очень важно, чтобы свои лидерские качества ребенок использовал с пользой для себя и не во вред окружающим.
6. Упражнение на развитие концентрации, устойчивости и объема внимания, слуховой и оперативной памяти.
Ребенку зачитываются следующие предложения текста.
Сначала ребенку дается задание вспомнить и называть главные слова или словосочетания, которые он запомнил (злой кабан, пароход, соловей, дикобраз, кошка, Маша, Буратино, портной, еж, чиж, рак, стол, чайник, мальчик).
Затем зачитывается стихотворение еще раз и задаются вопросы: «Что делал злой кабан?» и т.д. по очереди. Ребенок отвечает на вопросы, все расставляя по местам.
7. Примеры задачек на развитие внимания и сообразительности.
1. Игра «На уроке». Ее может организовать родитель завтрашнего первоклассника, оставаясь внешним наблюдателем. Объединившись с родителями таких же дошкольников, он проводит игру в группе нескольких детей, предварительно распределив между ними роли учителей и учащихся. И затем, оставшись наедине с ребенком, анализирует его поведение на каждом этапе игры.
Лучшим является такой вариант игры, когда в «классе» разные уроки и самые разнообразные виды занятий. Можно сделать «учителем» кого-то из родителей, который, например, на «уроке чтения» будет читать какую-нибудь сказку, а дети после прослушивания сначала по очереди перескажут ее содержание, а затем придумают и расскажут свои сказки. Либо поочередно, приводя по одной фразе, сочинят вместе новую сказку. Родитель или ребенок в роли «учителя» вызывает своих «учеников» (родители тоже могут ими быть) и каждому из них предлагает выполнить какое-либо задание «на оценку».
Подобные уроки дают хороший обучающий эффект и формируют эмоционально-волевую сферу личности, однако при их проведении необходимо проявлять педагогический такт, строго следить за тем, чтобы благополучие одних не достигалось за счет других, то есть никого из «класса» нельзя выделять как лучшего, всем следует выражать одобрение. Иначе у «отстающего» снизится интерес к занятиям в таком «классе», а это чревато отрицательными последствиями.
2. Игра «А ну-ка найди». Если ваш ребенок тревожится из-за того, что плохо читает, поиграйте с ним в эту игру. Вырежьте несколько карточек (до 15) и на каждой напишите печатными буквами очень разборчиво какое-нибудь слово. Разложите их в беспорядке на столе (можно не переворачивать). Попросите ребенка найти какое-либо из написанных слов. Пока он ищет карточку, прочитает немало слов. Если ему понравилась игра, немного усложните ее. Успехи успокоят малыша.
3. Игра «Отвернись и назови». Хорошо развивает внимание и наблюдательность. На столе расставляют определенное количество игрушек, и ребенок в течение нескольких минут смотрит на стол. Затем он отворачивается и называет игрушки, стоящие на столе. Это упражнение можно выполнять и несколько иначе. Например, вы можете убрать какую-то игрушку, заменить ее другой или просто переставить предметы местами. Затем ребенку предлагается повернуться и рассказать, какие изменения произошли на столе. Надо сказать, что задания, когда ребенку дается некоторое время рассматривать какой-то предмет, а затем ответить на вопросы, достаточно распространены. Это, например, может быть какая-то картинка, по которой затем будут задаваться разные простые вопросы. Такие картинки вы найдете в любой иллюстрированной книжке. Вы меняете варианты вопросов в зависимости от того, что именно изображено на картинке.
4. Игра «"Да" и "нет" не говорите». Учит сосредоточивать и концентрировать свое внимание, развивает умение слушать, вникать в смысл произносимых фраз. В нее дети играют с большим удовольствием. Суть игры заключается в том, чтобы задавать детям такие вопросы, которые спровоцировали бы их на употребление запретных слов "да" и "нет". Играть можно как вдвоем, так и группой. Можно также играть с фантами, когда проштрафившийся отдает свой фант ведущему. Вы можете самостоятельно определить отдельные условия игры, например, если ребенок в течение трех минут был настолько внимательным, что не употребил запретных слов, его можно считать победившим.
5. Игра «Поставь себя на место другого». Эта игра полезна всем: и детям, и взрослым, но предназначена, в основном, для ребенка с выраженными качествами лидера, который подавляет и обижает других детей. Сначала ему в эмоционально благоприятной обстановке задаются примерно такие вопросы: «После того, как ты сделал (сказал) это, что он (она) может чувствовать и как отреагировать?», «Представь, что не с ним (ней) так поступили, а с тобой. Что бы ты почувствовал и как отреагировал?». Затем, после беседы, разыграйте конкретную ситуацию, продуманную вами заранее, где вы неожиданно для ребенка выступите по отношению к нему в роли обидчика, типичной для вашего ребенка. Пусть даже вы поведете себя с ним несколько грубовато, чтобы он прочувствовал на себе, «прожил» это. После обсуждения все встанет на свои места. Старайтесь рассматривать самые разные ситуации. Очень важно, чтобы свои лидерские качества ребенок использовал с пользой для себя и не во вред окружающим.
6. Упражнение на развитие концентрации, устойчивости и объема внимания, слуховой и оперативной памяти.
Ребенку зачитываются следующие предложения текста.
«Злой кабан сидел на ветке. Пароход ходил по клетке.
Соловей точил клыки. Дикобраз давал гудки.
Кошка физику учила. Маша хвостик свой ловила.
Буратино шил себе штаны. Портной все поел блины.
Еж накрыт к обеду был. Чиж усами шевелил.
Рак летал под облаками. Стол гонялся за мышами.
Чайник прыгал во дворе. Мальчик булькал на костре.
Здесь приказывают нам все расставить по местам!».
Соловей точил клыки. Дикобраз давал гудки.
Кошка физику учила. Маша хвостик свой ловила.
Буратино шил себе штаны. Портной все поел блины.
Еж накрыт к обеду был. Чиж усами шевелил.
Рак летал под облаками. Стол гонялся за мышами.
Чайник прыгал во дворе. Мальчик булькал на костре.
Здесь приказывают нам все расставить по местам!».
Сначала ребенку дается задание вспомнить и называть главные слова или словосочетания, которые он запомнил (злой кабан, пароход, соловей, дикобраз, кошка, Маша, Буратино, портной, еж, чиж, рак, стол, чайник, мальчик).
Затем зачитывается стихотворение еще раз и задаются вопросы: «Что делал злой кабан?» и т.д. по очереди. Ребенок отвечает на вопросы, все расставляя по местам.
7. Примеры задачек на развитие внимания и сообразительности.
- Две машины ехали по широкой и по узкой дорогам. Грузовая машина ехала не по узкой дороге.
По какой дороге ехала легковая машина?
А грузовая? - Стоит клен. На клене две ветки, на каждой ветке по две вишни. Сколько всего вишен растет на клене? (Ответ: ни одной - на клене вишни не растут.)
- Если гусь стоит на двух ногах, то он весит 4 кг. Сколько будет весить гусь, если он стоит на одной ноге? (Ответ: 4 кг.)
- У двух сестер по одному брату. Сколько детей в семье? (Ответ: 3.)
Успехов!
Этот и другие интересные материалы находятся по адресу: http://www.zanimatika.ru/ugolok-psihologa/gotovimsya-k-shkole.html