СПРАВКА 04.11.2013г.
о развитии творческого потенциала детей через организацию внеурочной деятельности в свете реализации ФГОС НОО
Цель контроля:
- отслеживание использования методических рекомендаций к организации внеурочной деятельности в 1-х, 2-х и 3-х классах в соответствии с требованиями ФГОС НОО;
- развитие творческого потенциала детей через организацию внеурочной деятельности в свете реализации ФГОС НОО.
Вид контроля:
- проверка зав. кафедрой учителей начальных классов Русых В.Б.
Формы контроля:
- проверка состояния планов внеурочной деятельности;
- состояние рабочих программ внеурочной деятельности, их типы, цели;
- отслеживание посещённых занятий;
- проверка журналов внеурочной деятельности.
В период с 16 октября по 3 ноября текущего года состоялся предупредительный контроль организации внеурочной деятельности в 1-х, 2-х и 3-х классах. Внеурочную деятельность для учащихся 1-х, 2-х и 3-х классов организуют 14 учителей начальных классов: Касимова О.М., Рзаева Э.А., Потехина О.Ю., Самсонова О.В., Милованова А.Н., Чернова Т.Э., Соловьёва О.А., Синицына Л.Н., Фролина В.С., Зоркина Н.С., Мавлеева Г.М., Голополосова Ю.С., Гисс С.Г., Раевская З.Э. – и педагоги дополнительного образования.
Таблица, представленная ниже, свидетельствует о востребованности всех направлений, предлагаемых ФГОС НОО на ступень начального обучения.
Внеурочная деятельность
№ п/п
|
Ф.И.О.
|
Кол-во часов
|
|
Название кружка
|
Классы
|
|
|
|
1
|
-е классы
|
|
1.
|
Касимова
|
3
|
Проектная деятельность
|
а
|
2.
|
Рзаева
|
3
|
Проектная деятельность
|
б
|
3.
|
Потехина
|
3
|
Проектная деятельность
|
в
|
4.
|
Самсонова
|
3
|
Проектная деятельность
|
г
|
5.
|
Милованова
|
3
|
Проектная деятельность
|
д
|
6.
|
Ковалева
|
5
|
Труд
|
а, б, в, г, д
|
7.
|
Кузьминская
|
4
|
Развитие
|
а, в, г, д
|
8.
|
Прищепа
|
5
|
Информатика
|
а, б, в, г, д
|
9.
|
Михеева
|
4
|
Танцы
|
б
|
10.
|
Пивоненко Е.
|
3
|
Спорт
|
а, в, г
|
11.
|
Тютькова
|
4
|
Английский язык
|
а, в, г, д
|
12.
|
Жданович
|
4
|
Психологическая поддержка
|
а, в, г, д
|
Всего: 44 ч. (по 8,8 ч.)
|
2-е классы
|
1.
|
Чернова Т.
|
3
|
Проектная деятельность
|
а
|
2.
|
Соловьева
|
3
|
Проектная деятельность
|
б
|
3.
|
Синицына
|
3
|
Проектная деятельность
|
в
|
4.
|
Фролина
|
3
|
Проектная деятельность
|
г
|
5.
|
Кузьминская
|
3
|
Развитие
|
а, в, г
|
6.
|
Пивоненко О.
|
3
|
Спорт
|
а, в, г
|
7.
|
Прищепа
|
4
|
Информатика
|
а, б, в, г
|
8.
|
Тушева
|
3
|
ИЗО
|
а, в, г
|
9.
|
Маркарян
|
3
|
Библиотечный час
|
а, в, г
|
10.
|
Михеева
|
4
|
Танцы
|
б
|
11.
|
Ковалёва
|
2
|
Труд
|
в, г
|
12.
|
Комягинская
|
4
|
Музыка
|
а, б, в, г
|
13.
|
Жданович
|
2
|
Психологическая поддержка
|
а, б
|
Всего: 40 ч. (по 10 ч.)
|
|
|
|
3
|
-е классы
|
|
1.
|
Зоркина
|
3
|
Проектная деятельность
|
а
|
2.
|
Мавлеева
|
3
|
Проектная деятельность
|
б
|
3.
|
Романова
|
3
|
Проектная деятельность
|
в
|
4.
|
Громова
|
3
|
Проектная деятельность
|
г
|
5.
|
Раевская
|
3
|
Проектная деятельность
|
д
|
6.
|
Барыкин
|
2
|
Ритмика
|
а
|
7.
|
Левинтова
|
5
|
Информатика
|
а, б, в, г, д
|
8.
|
Голополосова
|
4
|
Труд
|
а, в, г, д
|
9.
|
Маралян
|
4
|
Спорт
|
а, в, г, д
|
10.
|
Маркарян
|
2
|
Библиотечный час
|
в, г
|
11.
|
Михеева
|
4
|
Танцы
|
б
|
Всего: 36 ч.(7,2 ч.)
|
ИТОГО: 120 часов
|
По всем направлениям и курсам внеурочной деятельности учителями начальных классов, педагогами дополнительного образования разработаны рабочие программы. Рабочие программы соответствуют требованиям и методическим рекомендациям по оформлению программ внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС НОО к разработке программ внеурочной деятельности.
Внеурочная деятельность учителей начальных классов
Класс
|
Учитель
|
Проектная деятельность
|
Азбука этикета
|
1-а
|
Касимова О.М.
|
1. «Занимательная грамматика» 34 ч.
2. «Волшебный мир книги» 34 ч.
|
34 ч.
|
1-6
|
Рзаева Э.А.
|
1. «В мире музыки» 68 ч.
|
34 ч.
|
1-в
|
Потехина О.Ю.
|
1. «Земля - наш дом» 34 ч.
2. «Кем быть» 34 ч.
|
34 ч.
|
1-г
|
Самсонова О.В.
|
1. «Я познаю мир» 34 ч.
2. «Занимательная грамматика» 34 ч.
|
34 ч.
|
1-Д
|
Милованова А.Н.
|
1. «Кем быть» 68 ч.
|
34 ч.
|
2-а
|
Чернова Т.Э.
|
1. «Эрудит» 68 ч.
|
34 ч.
|
2-6
|
Соловьёва О.А.
|
1. «Наш дом - Земля» 68 ч.
|
34 ч.
|
2-в
|
Синицына Л.Н.
|
1. «Моя малая родина г.Красногорск» 68 ч.
|
34 ч.
|
2-г
|
Фролина B.C.
|
1. «Занимательная математика»68 ч.
|
34 ч.
|
3-а
|
Зоркина Н.С.
|
1. «Творческий проект» 34 ч.
2. «Волшебный мир оригами» 34 ч.
|
34 ч.
|
3-6
|
Мавлеева Г.М.
|
1. «С любовью о Родине» 68 ч.
|
34 ч.
|
3-г
|
Гисс С.Г.
|
1. «Умелые руки» 68 ч.
|
34 ч.
|
3-д
|
Раевская З.Э.
|
1. Кружок Петрушки «Кукольный
театр» 34 ч.
2. «Мой мир» 34 ч.
|
34 ч.
|
4-в
|
Голополосова Ю.С.
|
1. «Умелые руки» 34 ч.
|
34 ч.
|
Посещены внеурочные занятия у всех учителей и педагогов дополнительного образования. Следует отметить, что каждый из организаторов внеурочной занятости детей строит работу, отличную от урочной системы: детям предоставляется возможность перемещаться в свободном пространстве, общаться друг с другом, проявлять смекалку и творчество, приобретать навыки через игру, экскурсии, наблюдения, соревнования и конкурсы. Благодаря таким формам деятельности дети имеют возможность выхода на новый образовательный результат: в части предметных результатов они приобретают опыт творческой деятельности; в части метапредметных результатов – использование и решение проблем в реальных жизненных ситуациях; в части личностных результатов – интересы, мотивации, толерантность.
Какие общие недостатки, проблемы, которые удалось отследить на этапе посещённых занятий:
-
классы не имеют деления на группы,и учителю, который видит класс в полномсоставе, приходится лавировать между привычной урочной и свободнойраскрепощённойформой;
-
проблема состоит в большой нагрузке, которая с учётом внеурочной деятельности ложится на первоклассников: 31 час в неделю (в I полугодии – это 5 раз по 35 мин., к пребыванию детей в школе отнесём динамическую паузу – 45 мин.; во II полугодии продолжительность занятий составляет 45 мин., внеурочные занятия – 40 мин., нагрузка по внеурочной деятельности составит 6 час. и увеличивается ещё на 40 мин.); на второклассников и третьеклассников вместе с учебной и внеурочной деятельностью приходится 33 часа в неделю;
В каждом классе имеются:
-
расписание занятий внеурочной деятельности;
-
график индивидуальной занятости учащихся.
Посещаемости внеурочных занятий учащимися 1 – 3 классов
Класс
|
Учитель
|
Количество учащихся в классе
|
Количество учащихся, посещающих внеурочные занятия
|
1 – а
|
Касимова О.М.
|
29
|
19
|
1 – б
|
Рзаева Э.А.
|
16
|
14
|
1 – в
|
Потехина О.Ю.
|
28
|
20
|
1 – г
|
Самсонова О.Ю.
|
28
|
16
|
1-д
|
Милованова А.Н.
|
26
|
16
|
2 – а
|
Чернова Т.Э.
|
25
|
19
|
2 – б
|
Соловьёва О.А.
|
24
|
20
|
2 – в
|
Синицына Л.Н.
|
24
|
18
|
2 – г
|
Фролина В.С.
|
26
|
12
|
3 - а
|
Зоркина Н.С.
|
29
|
17
|
3 – б
|
Мавлеева Г.М.
|
27
|
26
|
3-в
|
Романова Н.С.
|
29
|
18
|
3-г
|
Гисс С.Г.
|
27
|
14
|
3-д
|
Раевская З.Э.
|
29
|
25
|
Проверка журналов внеурочной деятельности на предмет соответствия учёта о проделанной работе в соответствии с КТП рабочих программ не выявила нарушений, хотя отдельные замечания по аккуратности заполнения имеют место. Все замечания вынесены на соответствующие страницы о проверке журналов.
Выводы:
1. Внеурочная деятельность в рамках реализации ФГОС НОО осуществляется в школе в полной мере. Внеурочной деятельности предшествовала широкая подготовительная работа: разработка плана внеурочной деятельности, составление рабочих программ, выявление спроса участников образовательного процесса.
2. Учителя 1-х, 2-х, 3-х классов, педагоги дополнительного образования своевременно оснащены нормативно-методическими материалами, что способствовало их осведомлённости, методической готовности к внеурочной деятельности.
Предложения:
1. Продолжить работу по отслеживанию внеурочной деятельности в части устранения недостатков.
2. Продумать перспективу плана внеурочной деятельности на 2014-2015 учебный год в целях разгрузки детей, учителей начальных классов и наполнения содержания внеурочной деятельности новым качеством.
Зав. кафедрой учителей начальных классов Русых В.Б.
|