Вторник
26.11.2024
07:36
Форма входа
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Сайт учителя начальных классов Русых Виктории Борисовны
Главная » Статьи » Технологии

Формирование здорового образа жизни

 

Авторы  технологии

Основывается на  методолгических подходах Л.Ф. Тихомировой, Селевко Г.К.                

Современные образовательные технологии    на авторских концепциях:

- Б.П. и Л.А. Никитины: «Раннее начало физического развития и закаливания»;

- В.Ф. Базарный: «Сенсорная свобода и психомоторное раскрепощение»;

- Г.П. и Е.В. Воронковы «Единство физического и умственного развития»;

- А.Ф. Пазухин: «Приоритет физической культуры как предмета  и сферы жизнедеятельности»

Проблема воспитания культуры здорового образа жизни у младших школьников рассматривается в исследованиях Г.Л. Апанасенко, М.В. Антроповой, Н.В. Смирнова и других.

Основные приоритеты для педагогики оздоровления следующие:

1. Здоровый ребенок - практически достижимая норма детского развития.

2. Оздоровление - не совокупность лечебно-профилактических мер, а форма развития психофизических возможностей детей.

3. Индивидуально - дифференцированный подход - основное средство оздоровительно-развивающей работы с учащимися.

Среди здоровьесберегающих технологий, применяемых в системе образования выделяют несколько групп, в которых используется разный подход к охране здоровья, а соответственно, и разные методы и формы работы.

1. Медико-гигиенические технологии (МГТ). Все проблемы, связанные со здоровьем человека, традиционно относятся к компетенции медицинских работников, к ответственности системы здравоохранения. На самом же деле, хотя понятие «здоровье» является краеугольным в медицине, на практике медицинские работники давно уже занимаются не столько здоровьем, сколько болезнями. Провозглашаемый профилактической медициной приоритет профилактики перед лечением остается благим пожеланием. Чтобы убедиться в этом, достаточно попросить у участкового терапевта совета, как укрепить свое здоровье. В лучшем случае придется услышать банальные рекомендации «правильно питаться, больше гулять, не нервничать». Но именно в образовательных учреждениях использование профилактических программ является обязательным.

К медико-гигиеническим технологиям относятся контроль и помощь в обеспечении надлежащих гигиенических условий в соответствии с регламентациями СанПиНов. Медицинский кабинет школы организует проведение прививок учащимся, оказание консультативной и неотложной помощи обратившимся в медицинский кабинет, проводит мероприятия по санитарно-гигиеническому просвещению учащихся и педагогического коллектива, следит за динамикой здоровья учащихся, организует профилактические мероприятия в преддверии эпидемий (гриппа) и решает ряд других задач, относящихся к компетенции медицинской службы. Участие врача или медицинской сестры необходимо при проведении психолого-педагогических консилиумов, на которых решаются вопросы, касающиеся отдельных учащихся с проблемами здоровья. Занятия по программе «Лечебная педагогика» должны проводиться под контролем и при участии медицинских работников.  - тоже элементы этой технологии.

2.Физкультурно-оздоровительные технологии (ФОТ). Направлены на физическое развитие занимающихся: закаливание, тренировку силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств, отличающих здорового, тренированного человека от физически немощного. Реализуются на уроках физической культуры и в работе спортивных секций.

3.Экологические здоровьесберегающие технологии (ЭЗТ). Ресурсы этой области здоровьесбережения пока явно недооценены и слабо задействованы. Направленность этих технологий - создание природосообразных, экологически оптимальных условий жизни и деятельности людей, гармоничных взаимоотношений с природой. В школе это - и обустройство пришкольной территории, и зеленые растения в классах, рекреациях, и живой уголок, и участие в природоохранных мероприятиях.

4.Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ). Их реализуют специалисты по охране труда, защите в чрезвычайных ситуациях, архитекторы, строители, представители коммунальной, инженерно-технических служб, гражданской обороны, пожарной инспекции и т.д. Поскольку сохранение здоровья рассматривается при этом как частный случай главной задачи – сохранение жизни – требования и рекомендации этих специалистов подлежат обязательному учету и интеграции в общую систему здоровьесберегающих технологий. Грамотность учащихся по этим вопросам обеспечивается изучением курса ОБЖ, педагогов – курса «Безопасность жизнедеятельности», а за обеспечение безопасности условий пребывания в школе отвечает ее директор.

5. 3доровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) подразделяются на 3 три подгруппы:
- организационно-педагогические технологии (ОПТ), определяющие структуру учебного процесса, частично регламентированную в СанПиНах, способствующих предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и других дезаптационных состояний;
- психолого-педагогические технологии (ППТ), связанные с непосредственной работой учителя на уроке, воздействием, которое он оказывает все 45 минут на своих учеников. Сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса;

- учебно-воспитательные технологии (УВТ), которые включают программы по обучению грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся, мотивации их к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек, предусматривающие также проведение организационно-воспитательной работы со школьниками после уроков, просвещение их родителей.

Отдельное место занимают еще две группы технологий, традиционно реализуемые вне школы, но в последнее время все чаще включаемые во внеурочную работу школы:
- социально адаптирующие и личностно-развивающие технологии (САЛРТ) включают технологии, обеспечивающие формирование и укрепление психологического здоровья учащихся, повышение ресурсов психологической адаптации личности. Сюда относятся разнообразные социально-психологические тренинги, программы социальной и семейной педагогики, к участию в которых целесообразно привлекать не только школьников, но и их родителей, а также педагогов;
- лечебно-оздоровительные технологии (ЛОТ) составляют самостоятельные медико-педагогические области знаний: лечебную педагогику и лечебную физкультуру, воздействие которых обеспечивает восстановление физического здоровья школьников.

Цели использования здоровьесберегающих технологий

Основная цель здоровьесберегающей педагогики – сохранить здоровье детей в процессе их обучения и воспитания.

Задачи:

  • Обеспечение и организация культурного отдыха учащихся;

  • Привитие умений и навыков здорового образа жизни;

  • Формирование умений по охране здоровья; трансформация знаний и умений в сознательные поступки;

  • Становление внутреннего убеждения школьников в необходимости сохранения и укрепления своего здоровья;

  • Развитие экологической культуры, сознания, мировоззрения подрастающего поколения;

  • Воспитание патриотического отношения к родному городу, родному краю.

    Описание порядка использования здоровьесберегающих технологий в практической и профессиональной деятельности

    Весь процесс обучения в условиях здоровьесберегающей педагогики включает в себя три этапа, которые отличаются друг от друга как частными задачами, так и особенностями методики.

    1.     Этап начального представления с основными понятиями и методиками.
       Цель - сформировать у ученика основы здорового образа жизни и добиться выполнения элементарных  правил  здоровьесбережения.
    Основные правила:
    ·       Сформировать смысловое представление об элементарных правилах здоровьесбережения.
    ·       Создать элементарные представления об основных понятиях здорового образа жизни.
    ·       Добиться выполнения элементарных правил здоровьесбережения (на уровне первоначального умения).
    ·       Предупредить не понимание основных понятий здорового образа жизни.
       Решение этих задач осуществляется поочерёдно. Представления об элементарных правилах здоровьесбережения формируются в результате объяснения педагогом, восприятия показываемых движений комплексов физкультминуток, утренней гигиенической гимнастики, просмотра наглядных пособий, анализа собственных мышечных и других ощущений, возникающих при первых попытках выполнения комплексов, наблюдений за действиями других учащихся. Всё это создаёт ориентировочную основу, без которой невозможно освоений правил здоровьесбережения.

    2.     Этап углублённого изучения.
    Цель - сформировать полноценное понимание основ здорового образа жизни.
    Основные задачи:
    ·       Уточнить представление об элементарных правилах здоровьесбережения.
    ·       Добиться сознательного выполнения элементарных правил здоровьесбережения.
    ·       Формирование практически необходимых знаний, умений, навыков, рациональных приёмов мышления и деятельности.

    Данные задачи могут решать одновременно. Эффективность обучения на этом этапе во многом зависит от правильного и оптимального подбора методов, приёмов и средств обучения. Используя методы активного обучения, необходимо в комплексе  с ним широко применять наглядность, направленную на создание ощущений здорового образа жизни. Метод словесного воздействия меняет свои формы, ведущими становятся анализ  и разбор правил здоровьесбережения, беседа, дискуссия. Такой подход позволяет более углублённо познавать основы здоровьесбережения.

      3.     Этап закрепления знаний, умений и навыков по здоровьесбережению и дальнейшего их совершения.
       Цель- умение перевести навык, обладающий возможностью его целевого использование.

    Основные задачи:
    ·       Добиться стабильности и автоматизма выполнения правил здоровьесбережения.
    ·       Добиться выполнения правил здоровьесбережения в соответствии с требованиями их практического использования.
    ·       Обеспечить вариативное использование правил здорового образа жизни в зависимости от конкретных практических обстоятельств.

      Эти задачи могут как одновременно, так и  последовательно, так как все они тесно взаимосвязаны.
       На этом этапе увеличивается количество построений использования основных понятий и представлений о здоровом образе жизни а обычных и новых, непривычных условиях что позволяет вырабатывать гибкий навык применения имеющихся знаний в различных условиях.

Этапы выполнения условий реализации здоровьесберегающих технологий в начальной школе:

1 этап – создание оптимальных санитарно-гигиенических условий:

- Соблюдение теплового режима;

- Поддержание в помещениях школы чистоты;

- Соблюдение нормативов освещенности в классах;

- Соблюдение гигиенических норм и правил обучающимися;

- Организация здорового, витаминизированного и разнообразного питания обучающихся школы;

- Осуществление мер, предупреждающих распространение инфекционных заболеваний обучающихся;

2 этап - условия для здоровья на уроках:

Санитарно-гигиенические условия (в дополнение к вышеизложенным) и условия, учитывающие физиологию человека:

- Формирование правильной осанки;

- Правильное размещение обучающихся при посадке, учитывающее состояние здоровья, смену места и т.д.;

- Физкультминутки ;

- Использование мебели, соответствующей росту обучающихся;

Морально–психологические:

- Деловая, деятельная атмосфера;

- Уверенность в успехе;

- Доброжелательность;

- Раскованность (отсутствие всяческих психологических «зажимов»).

3 этап - формирование социально-психологического климата в классе, отвечающего следующим требованиям:

- Перспективность, оптимистичность;

- Жизнерадостность;

- Уверенность в успехе, результативности, как в личной, так и в коллективной деятельности;

- Защищенность обучающихся;

- Дух сотрудничества;

- Построение оптимальных целесообразных отношений учитель – ученик.

4 этап - изменение подходов к урокам физической культуры и их совершенствование в следующих направлениях:

- Увеличение объема физической нагрузки на уроке за счет повышения плотности, моторности, динамичности уроков;

- Нацеленность на конкретные результаты физического развития каждого отдельного школьника, скоростных, силовых качеств, выносливости;

- Активное включение и использование идеи состязательности свойственной детям школьного возраста;

- Мотивация обучающихся на повышение своей физической культуры,

- Увеличение доли времени на улучшение осанки.

5 этап - во внеклассной спортивно-массовой работе достичь массовости, всеохватности обучающихся в спортивных секциях.

Спортивно-массовую работу расширить и дополнить следующим содержанием и мероприятиями:

- Проведение два раза в год «Дня здоровья» - спортивного праздника как комплекса эстафет, соревнований и туризма;

- Организация различных внутриклассных соревнований, веселых стартов, спортивных встреч родителей и первоклассников;

- Культивировать в классе массовость, активность в школьных вечерах, танцах, рассматривая танцы как важное дополнительное средство расширения двигательной активности, притом эмоционально окрашенной;

- Использование перемен для расширения двигательной активности (через подвижные и спортивные игры);

- Формирование спортивных традиций, открытие спортивных сезонов, выявление лучших спортсменов, самых сильных, лучших прыгунов и т.д.

6 этап - программа здоровья учителя, которая включает в себя:

- Творческую активность;

- Поддержание благоприятного морально-психологического климата;

- Организацию здорового досуга;

- Занятия физической культуры и спортом;

- Апробирование приемов и средств оздоровления организма.

7 этап - пропаганда здорового образа жизни:

- Формирование физиологии здоровья;

- Обучение способам оздоровления организма;

- Раскрытие значения взаимодействия человека с окружающей средой.

8 этап - установление взаимосвязи с медицинскими учреждениями для решения общих задач:

- Проведение медосмотров врачами комплектующего центра;

- Профилактика инфекционных заболеваний;

- Организация медицинского ликбеза через классные часы, встречи с медицинскими работниками;

- Обучение участников образовательного процесса оказанию первой медицинской помощи.

9 этап - работа с родителями:

- проведение родительских собраний, индивидуальной работы с родителями по созданию установки на совместную деятельность с целью решения психолого-педагогических проблем развития ребенка;

- вооружение родителей основами психолого-педагогических знаний (семинары, консультации), оказание помощи в создании благоприятной экологической и психологической среды в семье;

- включение родителей в воспитательный процесс;

- привлечение внимания обучающихся и их родителей к проблемам здоровья (сочинения, классные часы, конкурсы и т.д.).

Таким образом, проанализировав этапы реализации здоровьесберегающих технологий в начальной школе, мы выделили необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учетом их состояния здоровья, особенностей развития, интересов, склонностей.

Основные требования к качественному уроку в условиях

                            здоровьесберегающей педагогики:

  • Построение урока на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса с ис­пользованием последних достижений передовой педагогической практики с учетом вопросов здоровьесбережения.

  • Обеспечение необходимых условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учетом их состояния здоровья, особенностей развития, интересов, наклонностей и потребностей.

  • Установление межпредметных связей, осознаваемых учащимися, осуществление связи с ранее изученным материалом.

  • Логичность и эмоциональность всех этапов учебно-воспитательного процесса, обес­печение вариативного использования правил здорового образа жизни в зависимости от кон­кретных условий проведения урока.

  • Эффективное использование педагогических средств здоровьесберегающих образова­тельных технологий, таких как физкультминутки, динамические паузы, подвижные игры и т.д.

  • Тщательная диагностика, прогнозирование, планирование и контроль каждого урока с учетом особенностей развития учащихся.

    Принципы здоровьесбережения

        Проблемы сохранения здоровья учащихся стали особенно актуальными на современном этапе. Кризисные явления в обществе способствовали изменению мотивации образовательной деятельности учащихся, снизили их творческую активность, замедлили их физическое и психическое развитие, вызвали отклонения в их социальном поведении.

         В создавшейся обстановке естественным стало активное использование педагогических технологий, нацеленных на охрану здоровья школьников. Данные технологии должны удовлетворять принципам здоровьесбережения, которое сформулировал Н.К. Смирнов:

  • «Не навреди!»- все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вред здоровью учащегося и учителя.

  • Приоритет заботы о здоровье учителя и учащихся- все используемое должно быть оценено с позиции влияния на психофизиологическое состояние участников образовательного процесса.

  • Субъектно-объектные взаимоотношения - учащийся является непосредственным участником здоровьесберегающих мероприятий и в содержательном, и в процессуальном аспектах.

  • Соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся - объем учебной нагрузки, сложность материала должны соответствовать возрасту учащихся.

  • Комплексный, междисциплинарный подход- единство в действиях педагогов, психологов и врачей.

  • Успех порождает успех- акцент делается только на хорошее; в любом поступке, действии сначала выделяют положительное, а только потом отмечают недостатки.

  • Активность - активное включение, а любой процесс снижает риск переутомления.

  • Ответственность за свое здоровье - у каждого ребенка надо стараться сформировать ответственность за свое здоровье, только тогда он реализует свои знания, умения и навыки по сохранению здоровья.

    Принципы здоровьесберегающей педагогики (по Л.Ф. Тихомировой):

    - принцип персонификации учебной нагрузки для учащихся требует от учителя в процессе обучения детей сохранения их здоровья, ориентирования на конкретную личность, на конкретного ребенка со своими физическими и психическими особенностями, потребностями, способностями, интересами, ценностными ориентациями. Этот принцип базируется на идеях гуманизма и природосообразности.

    - принцип компетентной ответственности определяет уровень готовности педагогов к реализации функции сохранения и укрепления здоровья учащихся;

    - принцип фасилитации предполагает умение учителя выбрать из педагогических средств и методов наиболее адекватные,  наиболее целесообразные и в отношении соответствия содержанию предмета, и в отношении соответствия уровню обученности учащихся, а также их уровню способностей и здоровья. Также данный принцип определяет ограниченность педагогических действий в зависимости от физиологических особенностей, здоровья ребенка;

     - принцип субъектности. С ростом самосознания ребенок должен сам учиться сохранять свое здоровье, следовать принципам здорового образа жизни, укреплять свое здоровье, занимаясь физической культурой, соблюдая режим дня и т.д.

     - принцип интеграции предполагает, с одной стороны, взаимодействие различных институтов, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья учащихся в образовательном учреждении, а с другой стороны, сочетание направленности деятельности образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья школьников и активной работы по устранению негативных воздействий различных факторов (экономических,  педагогических, психологических, социальных).

    - принцип вариативности содержания здоровьесберегающей деятельности выражается в том, что сохранением и укреплением состояния здоровья детей и подростков должны заниматься разные институты, на разных уровнях в зависимости от складывающихся условий, от действия факторов риска, от уровня подготовки специалистов

                 Можно выделить три основные группы здоровьесберегающих технологий:

  • технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса;

  • технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников;

  • разнообразные психолого-педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности педагога.

  • Технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса


   Критерии здоровьесбережения

Характеристика

Обстановка и гигиенические условия в классе

Температура и свежесть воздуха,

О освещение класса и доски, монотонные

Неприятные звуковые раздражители

Количество видов учебной деятельности

Виды учебной деятельности: опрос, письмо, чтение, слушание, рассказ, ответы на вопросы, решение примеров, рассматривание, списывание и т. д.

Средняя продолжительность и частота чередования видов деятельности

 

Количество видов преподавания

Виды преподавания: словесный, наглядный, самостоятельная работа, аудиовизуальный, практическая работа, самостоятельная работа

Чередование видов преподавания

 

Наличие и место методов, способствующих активизации

Метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, свобода творчества).

Активные методы (ученик в роли: учителя, исследователя, деловая игра, дискуссия). Методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, самооценки, взаимооценки)

Место и длительность применения ТСО

Умение учителя использовать ТСО как средство для дискуссии, беседы, обсуждения

Поза ребенка, чередование позы

Правильная посадка ученика, смена видов деятельности требует смены позы

Наличие, место, содержание и

продолжительность на уроке моментов оздоровления

Физкультминутки, динамические паузы, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек

Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке

Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный момент. Стимуляция внутренней мотивации:
стремление больше узнать, радость от активности, интереса к изучаемому материалу

Психологический климат на уроке

Взаимоотношения на уроке: учитель — ученик (комфорт
— напряжение, сотрудниче­ство — авторитарность, учет возрастных особенностей); ученик — ученик (сотрудничество — соперничество, дружелюбие — враждебность, активность — пассивность, заинтересованность — безразличие)

Эмоциональные разрядки на уроке

Шутка, улыбка, юмористическая или поучительная кар­тинка, поговорка, афоризм, музыкальная минутка, четверостишие

 

  1. Технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников

Компоненты здоровьесберегающей направленности урока:

  • личностная ориентированность;

  • психологическая и физическая безопасность;

  • гигиеническая обоснованность и профилактическая направленность;

  • направленность на формирование здорового образа жизни.

    Четыре основных правила построения урока.

Правило 1. Правильная организация урока

         Во-первых, это учет всех критериев здоровьесбережения на рациональном уровне. Во-вторых, главная цель учителя - у ученика запрашивать необходимую информацию и получать требуемый ответ. А для этого необходимо сформировать интерес, мотивацию к познанию, обучению, осознание того, что он хочет узнать, готовность и умение задать (сформулировать) вопрос. Задавание вопросов является показателем включенности ученика в обсуждаемую проблему и, следовательно, хорошего уровня его работоспособности, проявлением и тренировкой познавательной активности; показателем адекватно развитых коммуникативных навыков.

         Таким образом, количество и качество задаваемых учеником вопросов служат одними из индикаторов его психофизического состояния, психологического здоровья, а также тренируют его успешность в учебной деятельности.

          Организация урока должна обязательно включать три этапа:

- 1-й этап: учитель сообщает информацию (одновременно стимулирует вопросы);

- 2- й этап: ученики формулируют и задают вопросы;

- 3-й этап: ученики и учитель отвечают на вопросы.

Результаты урока - взаимный интерес, который подавляет утомление.

Правило 2. Использование каналов восприятия.

              Особенности восприятия определяются одним из важнейших свойств индивидуальности – функциональной ассиметрией мозга: распределением психических функций между полушариями. Выделяются различные типы функциональной организации двух полушарий мозга:

--левополушарные люди- при доминировании левого полушария. Для них характерен словесно-логический стиль познавательных процессов, склонность к абстрагированию и обобщению;

--правополушарные люди- доминирование правого полушария. У данного типа развиты конкретно-образное мышление и воображение;

--равнополушарные люди-у них отсутствует ярко выраженное доминирование одного из полушарий.

   На основе предпочтительных каналов восприятия информации различают:

- аудийное восприятие;

- визуальное восприятие;

- кинетическое восприятие.

   Знание этих характеристик детей позволит педагогу излагать учебный материал на доступном для всех учащихся языке, облегчив процесс его запоминания.

Правило 3. Учет зоны работоспособности учащихся.

       Экспериментально доказано, что биоритмологический оптимум работоспособности у учащихся имеет свои пики и спады как в течение учебного дня, так и в разные дни учебной недели. Работоспособность зависит и от возрастных особенностей детей.

Правило 4.Распределение интенсивности умственной деятельности.

        При организации урока выделяют три основных этапа, которые характеризуются своей продолжительностью, объемом нагрузки и характерными видами деятельности. Данные представлены в таблице.

Эффективность усвоения знаний в течение урока такова:

5-25минута-80%;

25-35 мин. -60-40 %;

35-40 мин. -10 %.

      Практически все исследователи сходятся во мнении, что урок, организованный на основе принципов здоровьесбережения, не должен приводить к тому, чтобы ученики заканчивали обучение с сильными формами утомления.

 

Интенсивность умственной деятельности учащихся в ходе урока

Часть урока

Время

Нагрузка

Деятельность

1-й этап. Врабатывание

5 мин.

Относительно невелика

Репродуктивная, переходящая в продуктивную. Повторение.

2-й этап.

Максимальная работоспособность.

20-25 мин.

Максимальное снижение на 15 мин.

Продуктивная, творческая, знакомство с новым материалом.

3-й этап. Конечный порыв.

10-15 мин.

Небольшое повышение работоспособности

Репродуктивная, отработка узловых моментов пройденного

Специальными исследованиями выявлено, что у обучающихся , заканчивающих занятия с сильным и выраженным утомлением, диагностируется неспецифическое напряжение организма — десинхроноз, являющийся основой формирования психосоматических заболеваний. Следовательно, снижая утомление, поддерживая и восстанавливая работоспособность детей, контролируя ее изменение в ходе процесса обучения, мы будет способствовать здоровьесбережению.

Идеи педагогики оздоровления подводят учителя к широкому использованию в практике нестандартных уроков:

  • Уроки, - дискуссии

  • Уроки - соревнования

  • Театрализованные уроки

  • Уроки с групповыми формами работы

  • Уроки взаимообучения учащихся

  • Уроки творчества

  • Уроки - аукционы

  • Уроки-экскурсии и др.

    Для рациональной организации урока можно воспользоваться следующими критериями (Смирнов Н.К., Громбах, Ирхин В.Н.)

                  Критерии рациональной организации урока

Факторы урока

Уровни гигиенической рациональности урока

рациональный

Недостаточно рациональный

Нерациональный

1

Плотность урока

не менее 60% и не  более 75-80%

85-90%

более 90%

2

Количество видов учебной деятельности

4-7

2-3

1-3

3

Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности

не более 10 минут

11-15 минут

более 15 минут

4

Частота чередования различных видов учебной деятельности

смена не позже чем через 7-10 минут

смена через 11-15 минут

смена через 15-20 минут

5

Количество видов преподавания

не менее 3-х

2

1

6

Чередование видов преподавания

не позже чем через 10-15 минут

через 15-20 минут

не чередуются

7

Наличие эмоциональных разрядок (кол-во)

2-3

1

Нет

8

Место и длительность применения ТСО

в соответствии с гигиеническими нормами

с частичным соблюдением гигиенических норм

в произвольной форме

9

Чередование позы

Поза чередуется в соответствии с видом работы. Учитель наблюдает за посадкой учащихся

Имеются случаи несоответствия позы виду работы. Учитель иногда контролирует посадку учащихся

Частые несоответствия позы виду работы. Поза не контролируется учителем

10

Наличие, место, содержание и продолжительность физкультминуток

На 20-й и 35-й мин. урока по 1 мин. Из 3-х легких упражнений с 3-4-мя повторениями каждого

1 физкультминутка с неправильным содержанием или продолжительностью

Отсутствуют

11

Психологический климат

Преобладают положительные эмоции

Имеются случаи отрицательных эмоций. Урок эмоционально индифферентный

Преобладают отрицательные эмоции

112

Момент наступления утомления учащихся по снижению учебной активности

Не ранее 40 мин.

Не ранее 35-37 мин.

До 30 минут

 

Применение разнообразных форм работы:

1.Учет состояния детей:

  • анализ медицинских карт;

  • определение группы здоровья;

  • учет посещаемости занятий;

  • контроль санитарно-гигиенических условий и режима работы классов.

  • 2.Физическая и психологическая разгрузка учащихся:

  • организация работы спортивных секций, кружков, клубов, проведение дополнительных уроков физической культуры;

  • динамические паузы;

  • индивидуальные занятия;

  • организация спортивных перемен;

  • дни здоровья;

  • физкультминутка для учащихся;

  • организация летних оздоровительный лагерей при школе с дневным

    пребыванием.

    3.Урочная и внеурочная работа:

  • открытые уроки учителей физической культуры, ОБЖ;

  • открытые классные и общешкольные мероприятия физкультурно -оздоровительной направленности;

  • спортивные кружки и секции: баскетбол, волейбол футбол легкая

    атлетика, шашки и шахматы, настольный теннис.

    В целях углубления компетенций по здоровьесбереженню используют различные методы и приемы:

  • практический метод,

  • познавательная игра,

  • ситуационный метод,

  • игровой метод,

  • соревновательный метод,

  • активные методы обучения,

  • воспитательные, просветительские и образовательные программы.

    Средства педагог выбирает в соответствии с конкретными условиями работы. Это могут быть:

  • элементарные движения во время занятия;

  • физические упражнения;

  • физкультминутки и подвижные перемены;

  • «минутки покоя»;

  • различные виды гимнастики (оздоровительная гимнасти­ка, пальчиковая, корригирующая, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний, для бодрости);

  • лечебная физкультура;

  • подвижные игры;

  • специально организованная двигательная активность ребенка (занятия оздоровительной физкультурой, своевременное развитие основ двигательных навыков);

  • элементы фитотерапии, ароматерапии, витаминотерапия (витаминизацию пищевого рациона, йодирование питьевой воды, использование аминокислоты глицина дважды в год - в декабре и весной с целью укрепления памяти школьников),

  • фитобары в стенах школы,

  • кабинет физиотерапии,

  • оздоровительные тренинги для педагогов и учащихся,

  • различные реабилитационные мероприятия;

  • массовые оздоровительные мероприятия,

  • спортивно-оздоровительные праздники,

  • тематические праздники здоровья др.

    Результат использования здоровьесберегающих  технологий

Результатами эффективной реализации здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе являются:

- создание оптимальных санитарно-гигиенических условий на уроке с учетом вопросов здоровье сбережения;

- обеспечение необходимых условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учетом их состояния здоровья, особенностей развития, интересов, склонностей;

- установление межпредметных связей;

- логичность и эмоциональность всех этапов учебной деятельности;

- эффективное использование на уроках физкультминуток, подвижных игр;

- формирование умения учиться, заботясь о своем здоровье;

- тщательная диагностика, планирование и контроль каждого урока с учетом особенностей развития учащихся.

Таким образом, здоровьесберегающие образовательные технологии обучения должны обеспечить возможность сохранения здоровья учащихся за период обучения в школе, сформировать у них необходимые знания, умения и навыки по ведению здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Мониторинг

Сборник физкультминуток

Классные часы 1 класс

Классные часы 2 класс

Классные часы 3 класс

Классные часы 4 класс

Категория: Технологии | Добавил: Viktoryaofficial (11.08.2014)
Просмотров: 8466 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
avatar