Авторы проблемно – диалогической технологии
Проблемное обучение это не новое педагогическое явление.
О проблемном обучении известно давно. Истоки такого обучения можно найти в далёком прошлом. Так, можно сослаться на высказывание Квинтилиана (ок. 35-95 гг.) в его филосовско – педагогическом труде «Наставление в ораторском искусстве»: «Ребёнок должен бороться за то, чтобы достичь успеха в учении, но следует делать так, чтобы он очень хотел его достичь».
Элементы проблемного обучения можно увидеть в эвристических беседах Сократа, в разработках уроков для Эмилля у Ж. Ж.Руссо. Особенно близко подходил к этой идеи К. Д. Ушинский. Он, писал: «Лучшим способом перевода механических комбинаций в рассудочные мы считаем для всех возрастов, и в особенности для детского, метод, употреблявшийся Сократом и названный по его имени Сократовским. Сократ не навязывал своих мыслей слушателям, но, зная, какие противоречия ряда мыслей и фактов лежат друг подле друга в их слабо освещенных сознанием головах, вызывал вопросами эти противоречащие ряды в светлый круг сознания и, таким образом, заставлял их сталкивать, или разрушать друг друга, или примиряться в третьей их соединяющей и уясняющей мысли».
Глубокие исследования в области проблемного обучения начались в 60-х годах. Идея и принципы проблемного обучения в русле исследования психологии мышления разрабатывались советскими психологами С. Л. Рубинштейном, Д. Н. Богоявленским, Н. А. Менчинской, А. М. Матюшкиным, а в применении к школьному обучению такими дидактами, как М. А. Данилов, М. Н. Скаткин. Много
этими вопросами занимались Т. В. Кудрявцев, Д. В. Вилькеев, Ю. К. Бабанский, М. И. Махмутов и И. Я. Лернер. Исследования в этой области ведутся сейчас и другими представителями педагогической науки.
Цели использования технологии проблемно – диалогического обучения
Цель применения технологии проблемного обучения: научить учащихся идти путем самостоятельных находок и открытий.
Для достижения этой цели надо решать следующие задачи:
1. Создать условия для приобретения учащимися средств познания и исследования.
2. Повысить познавательную активность в процессе овладения знаниями.
3. Применять дифференцированный и интегрированный подход в учебном и воспитательном процессе.
Проблемная ситуация и учебная проблема являются основными понятиями проблемного обучения, которое рассматривается не как механическое сложение деятельности преподавания и учения, а как диалектическое взаимодействие и взаимосвязь этих двух деятельностей.
Проблемное преподавание определяется как деятельность учителя по созданию системы проблемных ситуаций, изложению учебного материала с его (полным или частичным) объяснением и управлению деятельностью учащихся, направленной на освоение новых знаний – как традиционным путем, так и путем самостоятельной подготовки учебных проблем и их решения.
Проблемное учение – это учебно-познавательная деятельность учащихся по усвоению знаний и способов деятельности путем восприятия объяснений учителя в условиях проблемной ситуации, самостоятельного (или с помощью учителя) анализа проблемных ситуаций, формулировки проблем и их решения посредством выдвижения предложений, гипотез, их обоснования и доказательства, а также путем проверки правильности решения.
А. М. Матюшкин характеризует проблемную ситуацию как «особый вид умственного взаимодействия объекта и субъекта, характеризующийся таким психическим состоянием субъекта (учащегося) при решении им задач, который требует обнаружения (открытия или усвоения) новых, ранее субъекту неизвестных знаний или способов деятельности». Иначе говоря, проблемная ситуация – это такая ситуация, при которой субъект хочет решить какие-то трудные для себя задачи, но ему не хватает данных и он должен сам их искать.
Условия успешного использования технологии проблемно – диалогического обучения
Проблемное обучение целесообразно применять:
- когда содержание учебного материала содержит причинно-следственные связи и зависимости и направлено на формирование понятий, законов и теорий,
- когда ученики подготовлены к проблемному изучению темы и решают задачи на развитие самостоятельности мышления, формирование исследовательских умений, творческого подхода к делу, т.к. для слабых учащихся этот метод оказывается трудным (это преодолевается дифференциацией уровней проблемности),
- когда у учителя есть время для проблемного изучения темы, т.к. оно требует больших затрат времени
Применение технологии проблемного обучения на практике, позволяет формировать у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания в учебном процессе.
Виды проблемного обучения
М.Н. Скаткин выделил три основных вида проблемного обучения:
1. Проблемное изложение знаний.
2. Привлечение учащихся к поиску на отдельных этапах изложения знаний.
3. Исследовательский метод обучения.
Структура проблемного урока
1.Организационный момент
|
- включение детей в деятельность;
- выделение содержательной области.
|
2. Актуализация знаний
|
- воспроизведение понятий и алгоритмов, необходимых и достаточных для «открытия» нового знания;
- фиксирование затруднения в деятельности по известной норме.
|
3. Постановка учебной проблемы
|
- определение затруднения, его место.
- определение необходимости нового знания.
|
4. «Открытие» учащимися нового знания
|
- выдвижение гипотезы;
- проверка гипотезы.
|
5. Первичное закрепление
|
- внешнее оформление новых алгоритмов;
- фиксирование уже оформленного знания.
|
6. Самостоятельная работа с самопроверкой и самооценкой в классе
|
- самостоятельное решение типовых заданий;
- самостоятельная проверка учащимися своей работы.
|
7. Повторение
|
- включение нового материала в систему знаний;
- решение задач на повторение и закрепление ранее изученного материала.
|
8. Итог занятия
|
- рефлексия деятельности на уроке;
- самооценка учащимися собственной деятельности.
|
На проблемном уроке создаются все условия для проявления познавательной активности учеников. Учащиеся не получают готовые знания, а в результате постановки проблемной ситуации испытывают затруднение либо удивление и начинают поиск решения, открывая новые знания самостоятельно. Затем, обязательное проговаривание алгоритма решения и применение его на практике при выполнении самостоятельной работы.
Проблемное обучение вызывает со стороны учащихся живые споры, обсуждения, создается обстановка увлеченности, раздумий, поиска. Это плодотворно сказывается на отношении школьника к учению.
Постоянная постановка перед ребенком проблемных ситуаций приводит к тому, что он не "пасует” перед проблемами, а стремится их разрешить.
Приемы создания проблемных ситуаций:
- Подвести школьников к противоречию и предложить им самим найти способ его разрешения;
- Изложить различные точки зрения на один и тот же вопрос;
- Предложить классу рассмотреть явление с различных позиций;
- Побудить учащихся делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты.
- Ставить конкретные вопросы на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику, рассуждения.
- Определить проблемные теоретические и практические задания;
- Ставить проблемные задачи (например: с недостающими, избыточными или противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками).
Алгоритм осуществления решения проблемных ситуаций на уроке
(по Махмутову)
1.Формулирование проблемы и вопросов к учащимся.
2.Самостоятельное совершение мыслительных действий и операций учащимися, направленное на поиск решения данной проблемы.
3. Поиск необходимой дополнительной литературы.
4.Коллективное или групповое обсуждение найденных способов решения, оценивание их рациональности, нахождение слабых сторон и недостатков предложенных вариантов решения, ведение поиска путей их преодоления.
5.Самостоятельное или совместное с учителем подведение итогов решения задачи; обоснование выбора лучшего решения; проверка его правильности.
Алгоритм осуществления проблемного подхода в обучении
(по Е.Л. Мельниковой)
1.Постановка проблемной задачи, ориентированной на ситуацию, побуждающую к поиску неизвестного
2. Осознание, решение поставленной проблемы на основе построения гипотезы и ее проверки.
3. Применение знаний для решения конкретных задач и выражение «новых» знаний научным языком.
4. Творческое применение «открытых» знаний.
На комбинированных уроках, уроках-практикумах, обобщающих применяю отдельные элементы алгоритма. Данная структура урока обеспечивает:
а) повышение познавательной и социальной мотивации учащихся,
б) формирование умений применять ранее усвоенные знания в новой ситуации, творчески преобразуя их,
в) развитие интеллектуальных способностей.
Использование проблемно – диалогической технологии на уроках изучения нового материала
Проблемно-диалогическая технология дает развернутый ответ на вопрос, как учить, чтобы ученики ставили и решали проблемы. В словосочетании «проблемный диалог» первое слово означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск ее решения.
-
Постановка проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования.
-
Поиск решения – этап формулирования нового знания.
Слово «диалог» означает, что постановку проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного учителем диалога. Различают два вида диалога: побуждающий и подводящий.
Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученику работать по-настоящему творчески. На этапе постановки проблемы этот диалог применяется для того, чтобы ученики осознали противоречие, заложенное в проблемной ситуации, и сформулировали проблему. На этапе поиска решения учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы, т.е. обеспечивает «открытие» знаний путем проб и ошибок.
Подводящий диалог представляет собой систему вопросов и заданий, которая активизирует и, соответственно, развивает логическое мышление учеников. На этапе постановки проблемы учитель пошагово подводит учеников к формулированию темы. На этапе поиска решения он выстраивает логическую цепочку умозаключений, ведущих к новому знанию.
Таким образом, проблемно-диалогическое обучение – это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учащимися посредством специально организованного учителем диалога. Учитель сначала в побуждающем или подводящем диалоге помогает ученикам поставить учебную проблему, т.е. сформулировать тему урока или вопрос для исследования, тем самым вызывая у школьников интерес к новому материалу, формируя познавательную мотивацию. Затем посредством побуждающего или подводящего диалога учитель организует поиск решения, или «открытие» нового знания. При этом достигается подлинное понимание учениками материала, ибо нельзя не понимать то, до чего додумался сам.
Технология проблемного диалога: методы, формы, средства обучения
Центральную часть технологии составляет характеристика проблемно-диалогических методов обучения.
Классификация методов обучения
методы
|
проблемные
|
традиционные
|
постановка учебной проблемы
|
побуждающий от проблемной ситуации диалог
|
подводящий к теме диалог
|
сообщение темы с мотивирующим приёмом
|
сообщение темы
|
поиска решения
|
побуждающий к гипотезам диалог
|
подводящий диалог от проблемы
|
подводящий диалог без проблемы
|
сообщение знания
|
Методы обучения представляют собой способы деятельности учителя на этапе введения знаний.
В рамках технологии разработаны приемы создания проблемной ситуации и для каждого прописан текст диалога, описаны способы реагирования учителя на предлагаемые учениками формулировки учебной проблемы; установлена предметная специфика приемов создания проблемной ситуации.
Методы постановки учебной проблемы
Побуждающий от проблемной ситуации диалог представляет собой сочетание приема создания проблемной ситуации и специальных вопросов, стимулирующих учеников к осознанию противоречия и формулированию учебной проблемы.
Приемы создания проблемной ситуации
|
Побуждение к осознанию противоречия
|
Побуждение
к формулированию проблемы
|
1. Одновременно предъявить ученикам противоречивые факты, теории, мнения.
|
-Что вас удивило?
-Что интересного заметили? - Какие факты налицо?
|
Выбрать подходящее:
Какой возникает вопрос?
Какая будет тема урока?
|
2. Столкнуть мнения учеников вопросом или практическим заданием на новый материал.
|
-Вопрос был один? А сколько мнений? Или Задание было одно? А как его выполнили?
-Почему так получилось? Чего мы не знаем?
|
3. Дать практическое задание, не сходное с предыдущими.
|
-Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущие?
|
Примеры:
Урок русского языка по теме «Правила переноса слов»
АНАЛИЗ
|
УЧИТЕЛЬ
|
УЧЕНИКИ
|
Постановка проблемы
|
Актуализация изученного
|
-Прочитайте слова на доске?
|
-Соль, Анна, майка, объявил
|
-Объясните орфограммы
|
Объясняют
|
-Что это? (Читает загадку о березе)
|
-Это береза!
|
-Напишу слово «береза» на строке (продолжает запись).
|
Наблюдают, что новое слово на строке не помещается.
|
-Что же мне делать, ребята?
|
-Надо перенести.
|
-А что значит перенести?
|
-Одну часть слова оставить на строке, а другую перенести на следующую строку.
|
-Какой знак нам нужен?
|
-Знак переноса.
|
Задание на новый материал.
|
-Помогите мне перенести слово «береза». Работайте в парах.
|
Пары добавляют знак переноса в слово «береза» на своем листе.
|
Проверка задания.
|
-Посмотрим, что вы предлагаете (фиксирует работу пар на заготовленном шаблоне).
|
Видят варианты:
Бер-еза бере-за
Бе-реза берез-а
(ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ)
|
Побуждение к осознанию
|
-Задание было одно?
|
-Да
|
-А выполнили его как?
|
-Мы выполнили по-разному.
(Осознание противоречия)
|
Побуждение к проблеме
|
-Почему так получилось?
Чего мы пока не знаем?
|
-Как переносятся слова.
(Неточная формулировка темы)
|
Тема
|
-Верно. Тема урока сегодня «Правила переноса слов»
(Фиксирует тему на доске).
|
|
Подводящий к теме диалог
представляет собой систему вопросов и заданий, обеспечивающих формулирование темы урока учениками. Вопросы и задания могут различаться по характеру и степени трудности, но должны быть посильными для учеников. Последний вопрос содержит обобщение и позволяет ученикам сформулировать тему урока. По ходу диалога необходимо принимать даже ошибочные ответы учащихся.
Пример:
Урок русского языка по теме «Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода»
АНАЛИЗ
|
УЧИТЕЛЬ
|
УЧЕНИКИ
|
Постановка проблемы
|
Подводящий к теме диалог.
|
-Посмотрите на два столбика слов на доске
|
На доске:
мяч дочь
шалаш печь
камыш мышь
|
-Что заметили общего?
|
-В каждом столбике имена существительные, которые заканчиваются на шипящий согласный.
|
-В чем различие?
|
В первом столбике имена существительные пишутся без мягкого знака, а во втором столбике – с мягким знаком на конце слова.
|
Тема
|
-Значит, какая сегодня будет тема урока?
(Фиксирует тему).
|
Мягкий знак после шипящих на конце существительных .
|
Сообщение темы с мотивирующим приемом
Суть метода заключается в том, что учитель предваряет сообщение готовой темы либо интригующим материалом (прием «яркое пятно»), либо характеристикой значимости темы для самих учащихся (прием «актуальность»). В некоторых случаях оба мотивирующих приема используются одновременно.
Пример:
Урок русского языка по теме «Дательный падеж»
АНАЛИЗ
|
УЧИТЕЛЬ
|
УЧЕНИКИ
|
Постановка проблемы
|
«Яркое пятно» в форме шуточного стихотворения
|
-Сегодня мы познакомимся с падежом, про который Лежебокин, герой стихотворения Г.Граубина, сказал так:
Такой падеж как …..
Я с детства не терплю.
Давать, делиться чем-нибудь
С друзьями не люблю.
|
|
-Кто догадался, о каком падеже идет речь?
|
-О дательном
|
Тема
|
-Значит, тема нашего урока?
(Фиксирует тему на доске)
|
-Дательный падеж
|
Методы поиска решения учебной проблемы
Побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог представляет собой сочетание специальных вопросов, стимулирующих учеников выдвигать и проверять гипотезы. Данный метод имеет определенную структуру: начинается с общего побуждения (призыва к мыслительной работе), при необходимости продолжается подсказкой (намеком, сужающим круг поиска), в крайнем случае, завершается сообщением учителя. При выдвижении и проверке гипотез диалог выглядит так:
Структура диалога
|
Побуждение к выдвижению гипотез
|
Побуждение к проверке гипотез
|
устной
|
практической
|
Общее побуждение
|
-Какие есть гипотезы?
|
-Согласны с этой гипотезой? Почему?
|
-Как можно проверить эту гипотезу?
|
Пример: рассмотрим продолжение урока математики по теме «Умножение на двузначное число».
АНАЛИЗ
|
УЧИТЕЛЬ
|
УЧЕНИКИ
|
Постановка проблемы
|
Материал для выдвижения гипотез
|
Сейчас будете по группам решать пример 56 х 21 = ?
|
Разбиваются по группам, начинают работу.
|
Побуждение к гипотезам, подсказка к решающей гипотезе.
|
Подходит к каждой группе:
-Какие есть гипотезы?
-С чего надо начать?
-Воспользуйтесь распределительным свойством!
|
Каждая группа выдвигает гипотезу и фиксирует ее на листе.
|
Представление гипотез группами.
|
Группы, поместите листы на доску и прокомментируйте свой способ решения.
|
Представляют две гипотезы:
50 х 20 + 6 х 1 = 1006 (ошибочная)
56 х 20 + 56 х 1 = 1176 (решающая)
|
Побуждение к проверке.
|
-Как проверить, какой из двух способов верный?
|
Молчат.
|
Подсказка к плану.
|
-Может быть, воспользуемся каким-то прибором?
|
Можно проверить на калькуляторе!
|
-Проверьте! Что получилось?
|
-При умножении на калькуляторе получилось 1176 (Аргумент).
|
Вывод
|
-Значит, как надо умножать на двузначное число?
|
Формулируют правило (Открытие нового знания)
|
Учебник
|
-Сравните свой вывод с учебником.
|
-Все верно.
|
Подводящий к теме диалог представляет собой систему вопросов и заданий, обеспечивающих формулирование («открытие») нового знания учениками. Подводящий диалог можно развернуть как от поставленной учебной проблемы, так и без нее.
Пример:
Урок русского языка по теме «Самостоятельные и служебные части речи».
АНАЛИЗ
|
УЧИТЕЛЬ
|
УЧЕНИКИ
|
Постановка проблемы
|
Подводящий без проблемы диалог.
|
-Прочитайте стихотворение по учебнику.
|
Читают
|
-Определите, какой частью речи является каждое слово.
|
Определяют
|
-Какие части речи нам встретились? (По ходу ответов фиксирует части речи на доске).
|
-Существительные, глаголы, прилагательные, предлоги, союзы, наречия.
|
-Какие части речи не встретились в этом стихотворении? (По ходу ответов фиксирует части речи на доске).
|
-Междометия и местоимения.
|
-Разделите все известные вам части речи на две группы. Объясните, по какому признаку вы их разделили. (По ходу ответов разносит части речи по двум столбикам).
|
-В 1-ю группу входят части речи, к которым можно задать вопрос (перечисляют), во 2-ю – к которым нельзя задать вопрос (перечисляют).
|
Вывод
|
Части речи 1-й группы называются самостоятельными, 2-й служебными (Фиксирует термины на доске).
Дайте определение.
|
Формулируют определение.
(Открытие нового знания)
|
Учебник
|
-Сверимся с учебником. Что заметили интересного?
|
-Междометия не относятся к служебным частям речи.
|
-Верно. Это особая группа слов. (Фиксирует на доске).
|
|
Задание на формулирование темы
|
-Значит, какую новую тему мы только что освоили и сейчас будем закреплять?
|
-Самостоятельные и служебные части речи (Тема).
|
Однако реальный урок – это не только методы, но еще формы и средства обучения. Установлены взаимосвязи проблемно-диалогических методов с формами обучения: групповой, парной, фронтальной. Например, проблемная ситуация с разбросом мнений, характерная для уроков русского языка, легко создается в ходе групповой работы, а проблемная ситуация с затруднением – на уроках математики во фронтальной работе с классом. Изучены связи методов с такими средствами обучения, как опорные сигналы, учебник и ТСО. В частности, описано, какие бывают опорные сигналы, кто и в какой момент урока их создает и даже на какой части доски их лучше располагать.
Таким образом, технология проблемного диалога представляет собой детальное описание методов постановки и решения проблем, а также их взаимосвязей с формами и средствами обучения.
Результат использования технологии проблемно – диалогического обучения
Дж. Дьюи утверждал, что стремление к познанию появляется у человека только в том случае, если он сталкивается с какой, либо проблемой, которую не может решить известными ему способами. Решая проблему, он учится.
При работе с использованием проблемно-диалогического обучения происходит развитие:
1. умственных способностей учащихся (возникающие затруднения заставляют учащихся задумываться, искать выход из проблемной ситуации);
2. самостоятельности (самостоятельное видение проблемы, формулировка проблемного вопроса, проблемной ситуации, самостоятельность выбора плана решения);
3. креативного мышления (самостоятельное применение знаний, способов действий, поиск нестандартных решений).
Проблемное обучение:
• вносит свой вклад в формирование готовности к творческой деятельности;
• способствует развитию познавательной активности;
• осознанности знаний;
• предупреждает появление формализма, бездумности;
• обеспечивает более прочное усвоение знаний;
• делает учебную деятельность учащихся более привлекательной. |