Вторник
26.11.2024
07:35
Форма входа
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Сайт учителя начальных классов Русых Виктории Борисовны
Главная » Статьи » Технологии

Игровые технологии

Авторы игровой технологии

Наибольший вклад в научное понимание и толкование феномена игры внесли такие западные философы и психологи, как Э. Берн, Р. Винклер, Г-Х. Гадамер, Ж.-П. Сартр, З.Фрейд. В отечественной науке теорию игры в аспекте выяснения ее социальной природы, внутренней структуры и значения для психического развития ребенка разрабатывали И.Е. Берлянд, Л.С. Выготский, Н.Я.Михайленко, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др. Педагогику игры, место игры в педагогическом процессе, строение игровой деятельности руководство игрой разрабатывали Н.А. Аникеева, Н.Н. Богомолова, В.Д.Пономарев, С.А. Смирнов, С.А. Шмаков, Ю.С.Арутю­нов, М.М.Бирштейн, Г.К.Селевко, В.Н.Бурков, А.Вербицкий, Б.Н.Гераси­мов и др

Цели использования игровой технологии

Спектр целевых ориентаций:

Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность; при­менение ЗУН в практической деятельности; формирование определенных уме­ний и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие общеучеб­ных умений и навыков; развитие трудовых навыков.

Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; формирование опре­деленных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, комму­никативности.

Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений срав­нивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей, учебной деятельности.

Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адапта­ция к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению; психотерапия.

Общими педагогическими целями включения в учебный про­цесс игровых технологий могут быть:

  • обзор темы, обсуждение которой уже было или еще предстоит;

  • решение проблемы,  определенных в ходе предшествующих учебных занятий;

  • выполнение заданий на практическое применение навыков, полученных в ходе предшествующих учебных занятий;

  • выполнение заданий на практическое применение навыков на определенных этапах учебного занятия.

Режим игрового взаимодействия требует соблюдения об­щих принципов, определяющих игровые технологии как самосто­ятельные методы моделирования. Каждый из перечисленных ниже принципов является стратегическим и методологическим прин­ципом организации и проведения игровых технологий, раскры­вается через комплекс принципов тактического и оперативного уровней, которые ярче и полнее всего реализуются в методах иг­рового обучения, так как они построены на групповом взаимо­действии.

Принципы игровых технологий

Принцип эффекта. Известно, что люди лучше усваивают даже сложную информацию в располагающей к этому обстановке. Они стремятся к выполнению упражнений, которые понятны, прият­ны и легко усваиваются. Поэтому создание творческой, психоло­гически комфортной обстановки, как уже отмечалось, является непременным требованием обучения. Эвристический оптимизм преподавателя, т.е. стремление к успеху через умение программи­ровать подсознание свое и обучаемых на успех, позволяет участ­никам игрового взаимодействия быстрее адаптироваться, чувство­вать себя частью группы, равноправным партнером.

Принцип целеполагания. Преподаватель должен уметь выстраи­вать иерархию целей всего обучения, целей на каждое игровое занятие, целей на каждую игру или тренинг и в каждый конкрет­ный период жизни группы. Цели должны относиться как к группе в целом, так и к отдельным ее участникам. Они могут трансфор­мироваться в зависимости от конкретного состава участников.

Принцип обучающей направленности игрового моделирования выражается в первую очередь в передаче и усвоении новых зна­ний, умений и навыков. Источниками этого комплекса компетент­ности выступают: преподаватель, ведущий игровое занятие; парт­неры по общению; разнообразные практические ситуации. Преимущество игровых технологий заключается в том, что обучаемые  не получают готовые знания, компетентность, а сами приходят к ней в своей активности.

  Принцип упражнения. Научно доказано, что люди запоминают что-либо гораздо лучше, если это связано с каким-нибудь видом физической или умственной активности. Поскольку интерактив­ные имитационные и деловые игры, анализ ситуаций, игровое проектирование неизменно требуют включенной активности, они ярко отражают важность упражнения для изучения процесса по­вторения. Коллективное обсуждение проблемы позволяет участ­никам игры с разных сторон рассмотреть обсуждаемый вопрос, убедить других в своей точке зрения, выслушать позицию партне­ров по команде, а затем и всех участников игрового комплекса, достичь планируемой цели.

Принцип подготовленности касается индивидуальной мотива­ции участников игрового обучения и их внутреннего желания сде­лать все возможное для принятия решения по проблеме или для разработки конструктивного проекта. Учебные игры должны быть сориентированы на участников, т. е. учитывать их познавательные и прагматические интересы, удобное для учебы время и подго­товленную пространственную среду («игровое поле»).

Принцип равенства включает в себя две составляющие: во-пер­вых, требование одинаковой частоты и интенсивности действий и высказываний своих суждений и мнений для всех участников; во-вторых, равное распределение ответственности за ход и ре­зультаты игрового взаимодействия между всеми членами группы. Причем имеет место так называемая «ответственная зависимость», т.е. ответственность за итоги игры в команде и в целом несут все (играющие и обучающие), отвечая как за свои персональные дей­ствия и поступки, так и за групповую работу в целом.

Принцип личного проживания позволяет участникам игр приоб­ретать знания, умения и навыки путем преодоления трудностей, эмоционального переживания различных ситуаций — проходя этап фрустрации, поиска и нахождения верных поведенческих и управ­ленческих решений. Полученные знания должны быть лично пе­режиты каждым участником, должны стать его личным опытом.

Принцип ассоциаций всегда был базовым для обучения: усвоение новых сведений в усло­виях обучения с помощью методов игрового моделирования ста­новится более эффективным, если оно базируется на уже имеющeйcя или вновь собранной информации. Человек двигается от «известного» к «неизвестному» простым способом. Новое знание «нанизывается» на старое или отталкивается от него, добавляется уже имеющимся знаниям и умениям.

Принцип общения, группового взаимодействия. Обучающая игра,  тренинг позволяют их участникам чувствовать себя приняты­ми в группу и активно принимающими других, а также пользо­ваться доверием и пониманием группы и не бояться самим дове­рять другим людям. В игре люди раскрепощаются, становятся бо­лее коммуникабельными, так как в игре все равны, здесь работа­ет механизм взаимопомощи, действует обратная связь, все это позволяет участникам узнать мнение других участников игры о себе, о своей манере или стиле общения. В групповом взаимодей­ствии оттачиваются коммуникативные умения, апробируется вы­бор стратегий взаимодействия и моделей общения, снимаются стереотипы.

Принцип партнерства побуждает каждого участника игрового моделирования к уважению своих vis-a-vis и тем самым к призна­нию равенства (одноуровневости) позиций в системе субъект- субъектных отношений с ними независимо от ролей, принятых в той или иной игре и разыгрываемых партнерами. Считается, что партнерский стиль общения является наиболее эффективным для игрового взаимодействия, поэтому педагог, работающий с игро­выми технологиями обучения, должен сам демонстрировать та­кой стиль и создавать соответствующую атмосферу уважительно­сти и взаимопонимания на «игровом поле».

Принцип диагностики предполагает, что преподаватель посто­янно изучает группу в целом (состояние, сплоченность, актив­ность и т.д.), каждого обучаемого (степень вовлеченности, эмо­циональное состояние, усталость и т.д.), рассматриваемую про­блему, ситуацию или задачи (насколько они адекватно понима­ются, какие варианты решений выдвинуты, как далеко группа продвинулась в поиске решения и т.д.). Это позволяет осуществ­лять необходимую коррекцию.

 Принцип достижения ожидаемого результата. Учебная игровая технология должна носить деловой характер, т.е. быть полезным инструментом для научения, приводить к образовательной резуль­тативности. Проведение игр на занятиях со студентами и особен­но в системе повышения квалификации и переподготовки специ­алистов только для того, чтобы «убить время» или вызвать эмоцио­нальный азарт, недопустимо. Каждая игра, упражнение, ситуация, тренинг должны быть направлены на достижение обучающих или организационно и личностно развивающих целей, на приобретение ценностного смысла, освоение знаний, умений и навыков профессионально­го, педагогического, управленческого, психологического харак­тера. Именно прагматический характер иг­рового обучения привлекает интерес аудитории. Следовательно, разумное сочетание преимуществ игры и полезной ин­формации позволяет сделать обучение с помощью технологий игрового моделирования интересным и целенаправленным.

Групповые нормы совместной игровой деятельно­сти

Норма активности предполагает активное и постоянное во­влечение участников в коллективную работу. В любой игре или тренинге каждый обучается и обучает других в той мере, в какой он проявляет собственную активность в осмыслении чувств, мыс­лей, поступков как своих, так других членов группы, участвует в групповых упражнениях, высказывает свое мнение.

Норма доверительности требует открытости и искренности уча­стников занятия в описании своих чувств, демонстрации поведе­ния и высказывании мыслей. Этот принцип обеспечивает обрат­ную связь от участников группы и готовность к ее принятию.

Норма конфиденциальности заключается в запрещении выно­сить за пределы группы и обсуждать вне группы все происходящее на игровом пространстве, события и всех участников. Такой за­прет обеспечивает доверительность и искренность общения, со­здает чувство безопасности, снижает уровень психологической за­щиты, повышает открытость членов обучаемой группы.

Норма «здесь и сейчас» позволяет сконцентрировать умствен­ные и эмоциональные усилия участников на анализе и осмысле­нии происходящих в группе явлений. Данная норма повышает эмо­циональную включенность участников в процесс обучения, спо­собствует психологической защите и объективизирует закономер­ности групповых явлений, повышает эффективность обратной связи и обучения в целом.

Норма персонификации также требует конкретизации выска­зываний, но не по отношению к пространству и времени, а по отношению к участникам событий. Согласно этой норме обучае­мым предлагается прямо обращаться к тем членам группы, о ко­торых говорится. Не допускаются безличные рассуждения и ссылки на «кого-то» или «некоторых». Эта норма повышает значимость высказываний участников обучения, реализует обратную связь, эмоционально ее окрашивая, превращает знания в личный опыт.

 Норма обратной связи рекомендует описывать свои чувства и чувства партнеров при предъявлении обратной связи. При этом снижается оценочность суждений, что ослабляет психологическую защиту участника обратной связи. Высказывания о своих состоя­ниях и эмоциях повышают степень доверительности, создают ус­ловия для более глубокого понимания процессов межличностно­го взаимодействия и для принятия решений.

Соблюдение норм совместной деятельности как препода­вателем, так и обучаемыми, строится на следующих диалого­вых техниках:

отзеркаливание (дословно воспроизводится высказывание со­беседника. При этом можно начать с вводной фразы: «Как я поня­ла вас...», «По вашему мнению...», «Другими словами, вы считае­те...» и т.п.);

перефразирование (высказывания участника игры воспроизво­дятся в сокращенном, обобщенном виде, кратко формулируется самое существенное из них: «Вашими основными идеями, как я по­няла, являются...», «Итак...»)',

развитие диалога (делается попытка вывести логическое след­ствие из высказывания участника игры или выдвигается предпо­ложение относительно причин высказывания обучаемого: «Если исходить из того, что вы сказали, то выходит, что...», «Вы так считаете, видимо, потому что...» и т.п.).

Преподавателю, внедряющему игровые технологии, необхо­димо тщательно планировать их программу, определяя не только ее содержание, но и регламент, т.е. продолжительность времени, необходимого для их проведения и анализа.

Описание порядка использования игровой технологии в практической и профессиональной деятельности

Педагогическая игра - это реалистическая имитация и игровое моделирование условий учебно-воспитательного процесса и профессиональной педагогической деятельности ее участников.

Различают следующие виды педагогических игр:

Сюжетно -  ролевая игра — основная форма игры, деятельность, в кото­рой участники берут на себя определённые роли и в специально создава­емой игровой ситуации воссоздают деятельность людей и отно­шения между ними. Ролевая игра вызывает глубокие эмоциональ­ные переживания, связанные с содержанием и качеством выпол­няемых ролей и теми чувствами и отношениями, которые скла­дываются в ходе игры.

Этапы проведения сюжетно - ролевой игры:

1. Подготовка игры. Организатор должен заранее определить задачи игры, ее цель, разработать сценарий, согласно которому и будут разворачиваться события в игре.
2. Подбор персонажей, в отдельных случаях, согласование характеристик персонажа с навыками и склонностями реальных людей – будущих игроков.
3. Раздача ролей.
4. Определение правил и наказаний за их нарушение.
5. Начало игры. Обмен информацией о ролевых позициях между участниками.
6. Собственно игра, развитие сюжета.
7. Кульминация игры. Определение «победителя».
8. Подведение результатов. Анализ успешности проведения игры.

9. Рефлексия.

        Интерактивная игра — это интервенция (вмешательство) веду­щего в групповую ситуацию «здесь и теперь», которая структури­рует активность членов группы в соответствии с определенной учеб­ной целью, что позволяет обучаемым лучше, чем в сложном реаль­ном мире, познать и понять структуру и причинно-следственные взаимосвязи происходящего, групповых и межличностных проблем. С помощью интерактивных игр можно более эффективно и с относительно малым риском обучиться новым способам поведе­ния и проверить на практике новые идеи.

       Понятие «интеракция» включает внутриличностную (различные части моей личности вступают в контакт друг с другом) и межлич­ностную (я вступаю в контакт с другими людьми) коммуникацию.

      Игра с правилами — вид коллективной деятельности, в кото­рой действия участников и их взаимоотношения регламентирова­ны заранее сформулированными правилами, нормами, обязатель­ными для всех участников.

     Деловая игра - опреде­ленный вид человеческой деятельности, игровая имитация, основой которой является модель социально-экономической системы в це­лом, а не ее отдельные элементы, система рассматривается как динамическая («цепочка решений») (Панфилова А. П). Участники игры принимают решение, исходя из заданной информации, вызывая изменение исходного состояния модели объекта управления, соблюдая пра­вила игры, регламент и осуществляя взаимодействие.

Технологическая схема деловой игры:

Подготовка к игре:

  1. общее описание игры

  2. содержание инструктажа

  3. подготовка материального обеспечения

Ввод в игру:

  1. постановка проблемы, целей

  2. условия, задачи, инструктаж

  3. регламент, правила

  4. распределение ролей, выбор лидера

  5. формирование групп

Погружение в игру:

  1. учащиеся получают игровое задание

Изучение и системный анализ ситуации или проблемы, групповая работа над заданием:

  1. анализ задания, проведение диагностики

  2. работа с источниками

  3. мозговой штурм
  4. работа с игротехником

Игровой процесс:

  1. поиск или выработка вариантов решений

  2. прогнозирование возможных потенциальных проблем, рисков и других последствий, рассматриваемых решений и конкретных действий

  3. выработка коллективного решения в ходе дискуссии

  4. обоснование проекта, его визуализация на плакатах

  5. расчеты и заполнение документов.

Межгрупповая дискуссия:

  1. выступления групп

  2. защита результатов

  3. работа экспертов

Анализ и обобщение:

  1. оценивание решений, проектов

  2. знакомство с разными стратегиями, определение их эффективности и конкурентноспособности

  3. подсчет баллов, штрафных и поощрительных очков

  4. выявление лучших команд, игроков, проектов

  5. выводы и обобщения

  6. личностная, интеллектуальная, коммуникативная, кооперативная

«Выгружение» из игры:

  1. разработка «Памяток», выявление смыслов

  2. установ­ление связи игры с содержанием учебного предмета

     

    Разновидности деловых игр:

  • производственные
  • исследовательские
  • квалификационные или аттестационные игры,
  • дидактические (учебные игры).

Дидактические игры

Из всего существующего многообразия игр именно дидактическая игра самым тесным образом связана с учебно-воспитательным процессом. Они направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.
Цель дидактической игры - способствовать развитию познавательной активности ребенка.

     Дидактическая игра - это коллективная, целенаправленная учебная деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют свое поведение на выигрыш. Дидактическая игра - это вид деятельности, занимаясь которой дети учатся, активно помогать друг другу. Она является средством для расширения, углубления и закрепления знаний, усвоения общих понятий. Эти игры относятся к виду игр с фиксированными правилами.
Дидактическая игра дает возможность каждому ученику проявить свою активность, осознать себя участником деятельности, помогает преодолеть трудности, стимулирует его фантазию.

Виды дидактических игр

По отношению к содержанию обучения и воспитания они делятся на:

- игры по ознакомлению с природой;

- словесные игры;

- игры по сенсорному воспитанию;

- по формированию математических представлений и др.

По отношению к материалу:

- словесные игры;

- игры с дидактическими игрушками;

- настольно-печатные игры;

- псевдосюжетные игры.

По виду деятельности учащихся:

- Игры-беседы (игры-диалоги);

- Игры-предположения;

- Игры-поручения;

- Игры-путешествия;

- Игры-загадки.

Игры-путешествия призваны усилить впечатление, обратить внимание детей на то, что находится рядом. Они обостряют наблюдательность, облегчают преодоление трудностей. В этих играх используются многие способы раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой деятельностью: постановка задач, пояснение способов ее решения, поэтапное решение задач и т.д.
 Игры-поручения по содержанию проще, а по продолжительности - короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения.
Игры-предложения («что было бы...»). Перед детьми ставится задача и создается ситуация, которая требует осмысления последующего действия. При этом активизируется мыслительная деятельность детей, они учатся слушать друг друга.
Игры-загадки. В основе их лежит проверка знаний, находчивости. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формулирует умение рассуждать, делать выводы.
Игры-беседы. В основе их лежит общение. Такая игра предъявляет требования к активизации эмоциональных и мыслительных процессов. Она воспитывает умение слушать вопросы и ответы, сосредотачивать внимание на содержании, дополнять сказанное, высказывать суждения. Познавательный материал для проведения этого вида игр должен даваться в оптимальном объеме, чтобы вызвать интерес детей. Познавательный материал определяется темой, содержанием игры.

Самое главное заключается в том, чтобы игра не отвлекала от учения, а наоборот, способствовала бы интенсификации умственной работы.

Игровая деятельность применяется в следующих случаях: она может быть темой и даже разделом учебного предмета; в качестве технологий самостоятельного усвоения понятия; в качестве технологии урока; как элемент более широкой технологии.

Классификация дидактических игр по формированию общеучебных интеллектуальных умений

Общеучебные  интеллектуальные умения- средства,  инструменты самостоятельного приобретения, углубления, обновления знаний, не зависимо от того, к какой предметной области (русский яз., математика) они принадлежат.

 

1 блок: наблюдение, слушание, чтение – понять воспринимаемую из различных источников  знаний информацию в соответствии с учебными задачами;

2 блок: классификация обобщение:  обеспечивают логическую обработку учебного материала

3 блок: самоконтроль: обеспечивают слежение за ходом  и результатом учебно-познавательной деятельности.

Банк задач:

  1. Наблюдение, классификация , самоконтроль,

  2. Слушание , классификация , самоконтроль,

  3. Чтение, классификация , самоконтроль,

  4. Наблюдение, обобщение , самоконтроль,

  5. Слушание, обобщение , самоконтроль,

  6. Чтение, обобщение , самоконтроль (Н.Я. Чутко)

     

    Типы игровых заданий для формирования общеучебных интеллектуальных действий

           1 тип: рассмотреть предметы или их изображения, сгруппировать, классифицировать поступившую информацию по заданному основанию,  проверить правильность классификации познавательно значимых сведений, 

          2 тип: прослушать сообщение, классифицировать поступившую информацию , то есть разделить содержащиеся  в источнике знаний сведения по заданному или самостоятельно заданному основанию, проверить правильность классификации,

          3 тип: прочитать текст, разделить содержащиеся в нем сведения по заданному или самостоятельно заданному основанию, проверить правильность классификации  познавательно –значимых сведений;

           4 тип:  рассмотреть предметы и их изображения, обобщить содержащиеся в нем главные, познавательно значимые сведения, проверить правильность обобщения усваиваемых знаний;

         5 тип:  прослушать сообщение, обобщить содержащиеся в нем главные, познавательно значимые сведения, проверить правильность обобщения усваиваемых знаний;

         6 тип: прочитать текст и обобщить содержащиеся в нем главные, познавательно значимые сведения, проверить правильность обобщения усваиваемых знаний.

Структура дидактической игры


Дидактическая игра имеет определенную структуру. Структура - это основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно. Выделяют следующие структурные составляющие дидактической игры:
1. дидактическая задача;
2. игровая задача;
3. правила игры;
4. игровые действия.
             Дидактическая задача определяется целью обучающего и воспитательного воздействия, она формируется педагогом.
              Дидактическая игра подчинена решению дидактической задачи, связанной с определенной темой учебной программы и предусматривающей изучение нового материала, закрепление и повторение пройденного, формирование учебных умений и навыков. Усвоение учебного материала происходит непреднамеренно, так как учебная задача в ней прямо перед детьми не ставится. «Двойная природа» дидактической игры выражается в учебной направленности и игровой форме, которые способствуют овладению конкретным учебным материалом в непринужденной форме.
            Игровая задача решается детьми. Дидактическая задача в дидактической игре реализуется через игровую задачу. Она определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка, путем решения которой дети начинают практически применять полученные ими знания. Дидактическая задача в игре преднамеренно замаскирована и предстает перед детьми в виде игрового замысла.
           Правила игры. Их содержание и направленность обусловлена общими задачами формирования личности ребенка, познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями. Правила игры помогают направлять учебный процесс, содержат нравственные требования к взаимоотношениям детей, к выполнению ими норм поведения.
           В дидактической игре правила являются задачами. С помощью правил педагог управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей.
Соблюдение правил вырабатывает у детей критерий оценки своего собственного поведения и поведения своих одноклассников, а также обязывает детей самостоятельно выполнять игровые действия.
            Игровые действия - основа игры. Игровые действия дают детям возможность учиться в тот момент, когда они играют. Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. Игровые действия являются средством реализации игрового замысла, но включают и действия, направленные на выполнение дидактической задачи.
Подведение итогов (результат) проводится сразу по окончании игры. Результат игры бывает вполне очевидным, конкретным и наглядным. Он определяется в зависимости от решения дидактической задачи, воплощение игрового замысла, соблюдения правил и выполнения игровых действий.
              Необходимо при подведении итогов отметить каждого ребенка, подчеркнуть успехи отстающих детей.
              При проведении игр необходимо сохранить все структурные элементы, поскольку именно с их помощью решаются дидактические задачи.
 

Основные функции дидактической игры:

 

- формирование устойчивого интереса к учению и снятие напряжения, связанного с процессом адаптации ребенка к школьному режиму;
- формирование психологических новообразований;
- формирование общеучебных умений, навыков учебной и
самостоятельной работы;
- активизация процесса обучения.
             Дидактическая игра - это сложное, многообразное явление. В дидактических играх происходит не только усвоение учебных знаний, умений и навыков, но и развиваются все психические процессы детей, их эмоционально-волевая сфера, способности и умения.
             Дидактическая игра помогает сделать учебный материал увлекательным, создать радостное рабочее настроение, в ситуации дидактической игры знания усваиваются лучше. Через игру быстрее познаются закономерности обучения. Поэтому основным типом дидактических игр, используемых на начальных этапах, являются игры, формирующие устойчивый интерес к учению и снимающие напряжение, которое возникает в период адаптации ребенка к школьному режиму.
По мере овладения учащимися навыками учения, дидактические игры занимательного типа теряют свою ведущую роль: если ранее игра являлась предпосылкой для включения ученика в учение, то через освоение в игровых ситуациях элементов учебной деятельности становится возможным реализовать игру на предмете целостного учебного процесса, то есть игра из основы учебного процесса превращается в его элемент, дидактический прием.
           Дидактическая игра - это игра только для ребенка. Для взрослого она - способ обучения. В дидактической игре усвоение знаний выступает как побочный эффект.


Условия проведения дидактических игр:

1. Выразительность проведения игры. Это обеспечивает интерес детей, желание слушать, участвовать;
2. Педагог должен обеспечить поступательное развитие игры в соответствии с учебными и воспитательными задачами, но при этом не оказывать давления, незаметно для детей направлять игру в нужное русло;
3. Необходимо оптимально сочетать занимательность и обучение. Проводя игру, педагог должен постоянно помнить, что он дает детям сложные учебные задания, а в игру их превращает форма их проведения - эмоциональность, легкость, непринужденность;
4. Между педагогом и детьми должна быть атмосфера уважения, взаимопонимания, доверия и сопереживания;
5. Используемая в дидактической игре наглядность должна быть простой и емкой.

 

Каждая дидактическая игра должна соответствовать определенным требованиям:


1. Учащиеся должны осознать правила, соблюдая которые можно достичь желаемого результата;
2. Должна быть возможность выбора конкретного действия в игре каждым ребенком (индивидуальная активность при коллективной форме игры);
3. Наличие воображаемой ситуации и плана действий, а также ролей, игровых приемов;
4. Дети должны создать игровой результат.


Успешность проведения игры в значительной мере зависит от учителя, от его умения «заразить», увлечь игрой. Преподавателю для этого нужно самому быть увлеченным.
Для успешного проведения дидактической игры педагог должен обладать рядом профессионально важных качеств в отношении игровой деятельности детей:
1. Обращать внимание детей на такие впечатления их жизни, которые могут послужить сюжетом хорошей игры;
2. Уметь организовать начало игры;
3. Уметь наблюдать игру, анализировать ее, оценивать уровень развития игровой деятельности;
4. Широко использовать косвенные методы руководства игрой, активизирующие психические процессы ребенка, его опыт;

5. Создать благоприятные условия для перехода игры на более высокий уровень;
6. Уметь самому включаться в игру на главных и второстепенных ролях;
7. Уметь обучать игре прямыми способами (показ, объяснение);
8. Регулировать взаимоотношения, разрешать конфликты, возникающие в процессе игры, давать яркие игровые роли детям с низким социальным статусом, включать в игровую деятельность застенчивых, неуверенных;
9. Учить детей обсуждать игру, оценивать ее.

Реализация дидактической игры при урочной форме занятий проходит по таким основным направлениям:
1. Дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи.
2. Учебная деятельность подчиняется правилам игры.
3. Учебный материал используется в качестве ее средства.
4. В учебную деятельность вводятся соревнования, которые способствуют переходу дидактических задач в разряд игровых.
5. Успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

             

Результат использования игровых технологий

 

      Критериями эффективности реализации игровой технологии являются:

  • эвристичность в установлении различий и сходства в изучаемых предметах и явлениях,

  • нахождение общего, единичного, особенного;

  • не регламентированность в поиске и разрешении противоречий;

  • комфортность;

  • выразительность речи;

  • высокая творческая активность;

  • уровень сформированности ментального (умственного) опыта учащегося (в зависимости от цели технологии - это может быть коммуникативный, нравственный опыт и др.): высокий, выше среднего, средний, низкий.

           Игра – это мощный стимул обучения, это разнообразная и сильная мотивация учения. В игре активизируются психологические процессы участников игровой деятельности: внимание, запоминание, интерес, восприятие и мышление. 

    В играх могут быть реализованы следующие потребности:

  • наличие собственной деятельности;

  • творчество;

  • общение;

  • власть;

  • самоопределение через ролевое экспериментирование;

  • самоопределение через различную деятельность.

    Игра эмоциональна по своей природе и опыту способна даже самую сухую информацию оживить, сделать яркой и запоминающейся. В игре возможно вовлечение каждого в активную работу, эта форма урока противостоит пассивному слушанию и чтению. В процессе игры интеллектуально пассивный ребёнок свободно выполнит такой объём работы, какой ему совершенно недоступен в обычной учебной ситуации.

Категория: Технологии | Добавил: Viktoryaofficial (11.08.2014)
Просмотров: 24283 | Рейтинг: 5.0/3
Всего комментариев: 0
avatar