Авторы игровой технологии
Наибольший вклад в научное понимание и толкование феномена игры внесли такие западные философы и психологи, как Э. Берн, Р. Винклер, Г-Х. Гадамер, Ж.-П. Сартр, З.Фрейд. В отечественной науке теорию игры в аспекте выяснения ее социальной природы, внутренней структуры и значения для психического развития ребенка разрабатывали И.Е. Берлянд, Л.С. Выготский, Н.Я.Михайленко, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др. Педагогику игры, место игры в педагогическом процессе, строение игровой деятельности руководство игрой разрабатывали Н.А. Аникеева, Н.Н. Богомолова, В.Д.Пономарев, С.А. Смирнов, С.А. Шмаков, Ю.С.Арутюнов, М.М.Бирштейн, Г.К.Селевко, В.Н.Бурков, А.Вербицкий, Б.Н.Герасимов и др
Цели использования игровой технологии
Спектр целевых ориентаций:
• Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность; применение ЗУН в практической деятельности; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие общеучебных умений и навыков; развитие трудовых навыков.
• Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности.
• Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей, учебной деятельности.
• Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению; психотерапия.
Общими педагогическими целями включения в учебный процесс игровых технологий могут быть:
-
обзор темы, обсуждение которой уже было или еще предстоит;
-
решение проблемы, определенных в ходе предшествующих учебных занятий;
-
выполнение заданий на практическое применение навыков, полученных в ходе предшествующих учебных занятий;
-
выполнение заданий на практическое применение навыков на определенных этапах учебного занятия.
Режим игрового взаимодействия требует соблюдения общих принципов, определяющих игровые технологии как самостоятельные методы моделирования. Каждый из перечисленных ниже принципов является стратегическим и методологическим принципом организации и проведения игровых технологий, раскрывается через комплекс принципов тактического и оперативного уровней, которые ярче и полнее всего реализуются в методах игрового обучения, так как они построены на групповом взаимодействии.
Принципы игровых технологий
Принцип эффекта. Известно, что люди лучше усваивают даже сложную информацию в располагающей к этому обстановке. Они стремятся к выполнению упражнений, которые понятны, приятны и легко усваиваются. Поэтому создание творческой, психологически комфортной обстановки, как уже отмечалось, является непременным требованием обучения. Эвристический оптимизм преподавателя, т.е. стремление к успеху через умение программировать подсознание свое и обучаемых на успех, позволяет участникам игрового взаимодействия быстрее адаптироваться, чувствовать себя частью группы, равноправным партнером.
Принцип целеполагания. Преподаватель должен уметь выстраивать иерархию целей всего обучения, целей на каждое игровое занятие, целей на каждую игру или тренинг и в каждый конкретный период жизни группы. Цели должны относиться как к группе в целом, так и к отдельным ее участникам. Они могут трансформироваться в зависимости от конкретного состава участников.
Принцип обучающей направленности игрового моделирования выражается в первую очередь в передаче и усвоении новых знаний, умений и навыков. Источниками этого комплекса компетентности выступают: преподаватель, ведущий игровое занятие; партнеры по общению; разнообразные практические ситуации. Преимущество игровых технологий заключается в том, что обучаемые не получают готовые знания, компетентность, а сами приходят к ней в своей активности.
Принцип упражнения. Научно доказано, что люди запоминают что-либо гораздо лучше, если это связано с каким-нибудь видом физической или умственной активности. Поскольку интерактивные имитационные и деловые игры, анализ ситуаций, игровое проектирование неизменно требуют включенной активности, они ярко отражают важность упражнения для изучения процесса повторения. Коллективное обсуждение проблемы позволяет участникам игры с разных сторон рассмотреть обсуждаемый вопрос, убедить других в своей точке зрения, выслушать позицию партнеров по команде, а затем и всех участников игрового комплекса, достичь планируемой цели.
Принцип подготовленности касается индивидуальной мотивации участников игрового обучения и их внутреннего желания сделать все возможное для принятия решения по проблеме или для разработки конструктивного проекта. Учебные игры должны быть сориентированы на участников, т. е. учитывать их познавательные и прагматические интересы, удобное для учебы время и подготовленную пространственную среду («игровое поле»).
Принцип равенства включает в себя две составляющие: во-первых, требование одинаковой частоты и интенсивности действий и высказываний своих суждений и мнений для всех участников; во-вторых, равное распределение ответственности за ход и результаты игрового взаимодействия между всеми членами группы. Причем имеет место так называемая «ответственная зависимость», т.е. ответственность за итоги игры в команде и в целом несут все (играющие и обучающие), отвечая как за свои персональные действия и поступки, так и за групповую работу в целом.
Принцип личного проживания позволяет участникам игр приобретать знания, умения и навыки путем преодоления трудностей, эмоционального переживания различных ситуаций — проходя этап фрустрации, поиска и нахождения верных поведенческих и управленческих решений. Полученные знания должны быть лично пережиты каждым участником, должны стать его личным опытом.
Принцип ассоциаций всегда был базовым для обучения: усвоение новых сведений в условиях обучения с помощью методов игрового моделирования становится более эффективным, если оно базируется на уже имеющeйcя или вновь собранной информации. Человек двигается от «известного» к «неизвестному» простым способом. Новое знание «нанизывается» на старое или отталкивается от него, добавляется уже имеющимся знаниям и умениям.
Принцип общения, группового взаимодействия. Обучающая игра, тренинг позволяют их участникам чувствовать себя принятыми в группу и активно принимающими других, а также пользоваться доверием и пониманием группы и не бояться самим доверять другим людям. В игре люди раскрепощаются, становятся более коммуникабельными, так как в игре все равны, здесь работает механизм взаимопомощи, действует обратная связь, все это позволяет участникам узнать мнение других участников игры о себе, о своей манере или стиле общения. В групповом взаимодействии оттачиваются коммуникативные умения, апробируется выбор стратегий взаимодействия и моделей общения, снимаются стереотипы.
Принцип партнерства побуждает каждого участника игрового моделирования к уважению своих vis-a-vis и тем самым к признанию равенства (одноуровневости) позиций в системе субъект- субъектных отношений с ними независимо от ролей, принятых в той или иной игре и разыгрываемых партнерами. Считается, что партнерский стиль общения является наиболее эффективным для игрового взаимодействия, поэтому педагог, работающий с игровыми технологиями обучения, должен сам демонстрировать такой стиль и создавать соответствующую атмосферу уважительности и взаимопонимания на «игровом поле».
Принцип диагностики предполагает, что преподаватель постоянно изучает группу в целом (состояние, сплоченность, активность и т.д.), каждого обучаемого (степень вовлеченности, эмоциональное состояние, усталость и т.д.), рассматриваемую проблему, ситуацию или задачи (насколько они адекватно понимаются, какие варианты решений выдвинуты, как далеко группа продвинулась в поиске решения и т.д.). Это позволяет осуществлять необходимую коррекцию.
Принцип достижения ожидаемого результата. Учебная игровая технология должна носить деловой характер, т.е. быть полезным инструментом для научения, приводить к образовательной результативности. Проведение игр на занятиях со студентами и особенно в системе повышения квалификации и переподготовки специалистов только для того, чтобы «убить время» или вызвать эмоциональный азарт, недопустимо. Каждая игра, упражнение, ситуация, тренинг должны быть направлены на достижение обучающих или организационно и личностно развивающих целей, на приобретение ценностного смысла, освоение знаний, умений и навыков профессионального, педагогического, управленческого, психологического характера. Именно прагматический характер игрового обучения привлекает интерес аудитории. Следовательно, разумное сочетание преимуществ игры и полезной информации позволяет сделать обучение с помощью технологий игрового моделирования интересным и целенаправленным.
Групповые нормы совместной игровой деятельности
Норма активности предполагает активное и постоянное вовлечение участников в коллективную работу. В любой игре или тренинге каждый обучается и обучает других в той мере, в какой он проявляет собственную активность в осмыслении чувств, мыслей, поступков как своих, так других членов группы, участвует в групповых упражнениях, высказывает свое мнение.
Норма доверительности требует открытости и искренности участников занятия в описании своих чувств, демонстрации поведения и высказывании мыслей. Этот принцип обеспечивает обратную связь от участников группы и готовность к ее принятию.
Норма конфиденциальности заключается в запрещении выносить за пределы группы и обсуждать вне группы все происходящее на игровом пространстве, события и всех участников. Такой запрет обеспечивает доверительность и искренность общения, создает чувство безопасности, снижает уровень психологической защиты, повышает открытость членов обучаемой группы.
Норма «здесь и сейчас» позволяет сконцентрировать умственные и эмоциональные усилия участников на анализе и осмыслении происходящих в группе явлений. Данная норма повышает эмоциональную включенность участников в процесс обучения, способствует психологической защите и объективизирует закономерности групповых явлений, повышает эффективность обратной связи и обучения в целом.
Норма персонификации также требует конкретизации высказываний, но не по отношению к пространству и времени, а по отношению к участникам событий. Согласно этой норме обучаемым предлагается прямо обращаться к тем членам группы, о которых говорится. Не допускаются безличные рассуждения и ссылки на «кого-то» или «некоторых». Эта норма повышает значимость высказываний участников обучения, реализует обратную связь, эмоционально ее окрашивая, превращает знания в личный опыт.
Норма обратной связи рекомендует описывать свои чувства и чувства партнеров при предъявлении обратной связи. При этом снижается оценочность суждений, что ослабляет психологическую защиту участника обратной связи. Высказывания о своих состояниях и эмоциях повышают степень доверительности, создают условия для более глубокого понимания процессов межличностного взаимодействия и для принятия решений.
Соблюдение норм совместной деятельности как преподавателем, так и обучаемыми, строится на следующих диалоговых техниках:
отзеркаливание (дословно воспроизводится высказывание собеседника. При этом можно начать с вводной фразы: «Как я поняла вас...», «По вашему мнению...», «Другими словами, вы считаете...» и т.п.);
перефразирование (высказывания участника игры воспроизводятся в сокращенном, обобщенном виде, кратко формулируется самое существенное из них: «Вашими основными идеями, как я поняла, являются...», «Итак...»)',
развитие диалога (делается попытка вывести логическое следствие из высказывания участника игры или выдвигается предположение относительно причин высказывания обучаемого: «Если исходить из того, что вы сказали, то выходит, что...», «Вы так считаете, видимо, потому что...» и т.п.).
Преподавателю, внедряющему игровые технологии, необходимо тщательно планировать их программу, определяя не только ее содержание, но и регламент, т.е. продолжительность времени, необходимого для их проведения и анализа.
Описание порядка использования игровой технологии в практической и профессиональной деятельности
Педагогическая игра - это реалистическая имитация и игровое моделирование условий учебно-воспитательного процесса и профессиональной педагогической деятельности ее участников.
Различают следующие виды педагогических игр:
Сюжетно - ролевая игра — основная форма игры, деятельность, в которой участники берут на себя определённые роли и в специально создаваемой игровой ситуации воссоздают деятельность людей и отношения между ними. Ролевая игра вызывает глубокие эмоциональные переживания, связанные с содержанием и качеством выполняемых ролей и теми чувствами и отношениями, которые складываются в ходе игры.
Этапы проведения сюжетно - ролевой игры:
1. Подготовка игры. Организатор должен заранее определить задачи игры, ее цель, разработать сценарий, согласно которому и будут разворачиваться события в игре.
2. Подбор персонажей, в отдельных случаях, согласование характеристик персонажа с навыками и склонностями реальных людей – будущих игроков.
3. Раздача ролей.
4. Определение правил и наказаний за их нарушение.
5. Начало игры. Обмен информацией о ролевых позициях между участниками.
6. Собственно игра, развитие сюжета.
7. Кульминация игры. Определение «победителя».
8. Подведение результатов. Анализ успешности проведения игры.
9. Рефлексия.
Интерактивная игра — это интервенция (вмешательство) ведущего в групповую ситуацию «здесь и теперь», которая структурирует активность членов группы в соответствии с определенной учебной целью, что позволяет обучаемым лучше, чем в сложном реальном мире, познать и понять структуру и причинно-следственные взаимосвязи происходящего, групповых и межличностных проблем. С помощью интерактивных игр можно более эффективно и с относительно малым риском обучиться новым способам поведения и проверить на практике новые идеи.
Понятие «интеракция» включает внутриличностную (различные части моей личности вступают в контакт друг с другом) и межличностную (я вступаю в контакт с другими людьми) коммуникацию.
Игра с правилами — вид коллективной деятельности, в которой действия участников и их взаимоотношения регламентированы заранее сформулированными правилами, нормами, обязательными для всех участников.
Деловая игра - определенный вид человеческой деятельности, игровая имитация, основой которой является модель социально-экономической системы в целом, а не ее отдельные элементы, система рассматривается как динамическая («цепочка решений») (Панфилова А. П). Участники игры принимают решение, исходя из заданной информации, вызывая изменение исходного состояния модели объекта управления, соблюдая правила игры, регламент и осуществляя взаимодействие.
Технологическая схема деловой игры:
Подготовка к игре:
-
общее описание игры
-
содержание инструктажа
-
подготовка материального обеспечения
Ввод в игру:
-
постановка проблемы, целей
-
условия, задачи, инструктаж
-
регламент, правила
-
распределение ролей, выбор лидера
-
формирование групп
Погружение в игру:
-
учащиеся получают игровое задание
Изучение и системный анализ ситуации или проблемы, групповая работа над заданием:
-
анализ задания, проведение диагностики
-
работа с источниками
- мозговой штурм
-
работа с игротехником
Игровой процесс:
-
поиск или выработка вариантов решений
-
прогнозирование возможных потенциальных проблем, рисков и других последствий, рассматриваемых решений и конкретных действий
-
выработка коллективного решения в ходе дискуссии
-
обоснование проекта, его визуализация на плакатах
-
расчеты и заполнение документов.
Межгрупповая дискуссия:
-
выступления групп
-
защита результатов
- работа экспертов
Анализ и обобщение:
-
оценивание решений, проектов
-
знакомство с разными стратегиями, определение их эффективности и конкурентноспособности
-
подсчет баллов, штрафных и поощрительных очков
-
выявление лучших команд, игроков, проектов
-
выводы и обобщения
-
личностная, интеллектуальная, коммуникативная, кооперативная
«Выгружение» из игры:
-
разработка «Памяток», выявление смыслов
-
установление связи игры с содержанием учебного предмета
Разновидности деловых игр:
- производственные
- исследовательские
- квалификационные или аттестационные игры,
- дидактические (учебные игры).
Дидактические игры
Из всего существующего многообразия игр именно дидактическая игра самым тесным образом связана с учебно-воспитательным процессом. Они направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.
Цель дидактической игры - способствовать развитию познавательной активности ребенка.
Дидактическая игра - это коллективная, целенаправленная учебная деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют свое поведение на выигрыш. Дидактическая игра - это вид деятельности, занимаясь которой дети учатся, активно помогать друг другу. Она является средством для расширения, углубления и закрепления знаний, усвоения общих понятий. Эти игры относятся к виду игр с фиксированными правилами.
Дидактическая игра дает возможность каждому ученику проявить свою активность, осознать себя участником деятельности, помогает преодолеть трудности, стимулирует его фантазию.
Виды дидактических игр
По отношению к содержанию обучения и воспитания они делятся на:
- игры по ознакомлению с природой;
- словесные игры;
- игры по сенсорному воспитанию;
- по формированию математических представлений и др.
По отношению к материалу:
- словесные игры;
- игры с дидактическими игрушками;
- настольно-печатные игры;
- псевдосюжетные игры.
По виду деятельности учащихся:
- Игры-беседы (игры-диалоги);
- Игры-предположения;
- Игры-поручения;
- Игры-путешествия;
- Игры-загадки.
Игры-путешествия призваны усилить впечатление, обратить внимание детей на то, что находится рядом. Они обостряют наблюдательность, облегчают преодоление трудностей. В этих играх используются многие способы раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой деятельностью: постановка задач, пояснение способов ее решения, поэтапное решение задач и т.д.
Игры-поручения по содержанию проще, а по продолжительности - короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения.
Игры-предложения («что было бы...»). Перед детьми ставится задача и создается ситуация, которая требует осмысления последующего действия. При этом активизируется мыслительная деятельность детей, они учатся слушать друг друга.
Игры-загадки. В основе их лежит проверка знаний, находчивости. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формулирует умение рассуждать, делать выводы.
Игры-беседы. В основе их лежит общение. Такая игра предъявляет требования к активизации эмоциональных и мыслительных процессов. Она воспитывает умение слушать вопросы и ответы, сосредотачивать внимание на содержании, дополнять сказанное, высказывать суждения. Познавательный материал для проведения этого вида игр должен даваться в оптимальном объеме, чтобы вызвать интерес детей. Познавательный материал определяется темой, содержанием игры.
Самое главное заключается в том, чтобы игра не отвлекала от учения, а наоборот, способствовала бы интенсификации умственной работы.
Игровая деятельность применяется в следующих случаях: она может быть темой и даже разделом учебного предмета; в качестве технологий самостоятельного усвоения понятия; в качестве технологии урока; как элемент более широкой технологии.
Классификация дидактических игр по формированию общеучебных интеллектуальных умений
Общеучебные интеллектуальные умения- средства, инструменты самостоятельного приобретения, углубления, обновления знаний, не зависимо от того, к какой предметной области (русский яз., математика) они принадлежат.
1 блок: наблюдение, слушание, чтение – понять воспринимаемую из различных источников знаний информацию в соответствии с учебными задачами;
2 блок: классификация обобщение: обеспечивают логическую обработку учебного материала
3 блок: самоконтроль: обеспечивают слежение за ходом и результатом учебно-познавательной деятельности.
Банк задач:
-
Наблюдение, классификация , самоконтроль,
-
Слушание , классификация , самоконтроль,
-
Чтение, классификация , самоконтроль,
-
Наблюдение, обобщение , самоконтроль,
-
Слушание, обобщение , самоконтроль,
-
Чтение, обобщение , самоконтроль (Н.Я. Чутко)
Типы игровых заданий для формирования общеучебных интеллектуальных действий
1 тип: рассмотреть предметы или их изображения, сгруппировать, классифицировать поступившую информацию по заданному основанию, проверить правильность классификации познавательно значимых сведений,
2 тип: прослушать сообщение, классифицировать поступившую информацию , то есть разделить содержащиеся в источнике знаний сведения по заданному или самостоятельно заданному основанию, проверить правильность классификации,
3 тип: прочитать текст, разделить содержащиеся в нем сведения по заданному или самостоятельно заданному основанию, проверить правильность классификации познавательно –значимых сведений;
4 тип: рассмотреть предметы и их изображения, обобщить содержащиеся в нем главные, познавательно значимые сведения, проверить правильность обобщения усваиваемых знаний;
5 тип: прослушать сообщение, обобщить содержащиеся в нем главные, познавательно значимые сведения, проверить правильность обобщения усваиваемых знаний;
6 тип: прочитать текст и обобщить содержащиеся в нем главные, познавательно значимые сведения, проверить правильность обобщения усваиваемых знаний.
Структура дидактической игры
Дидактическая игра имеет определенную структуру. Структура - это основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно. Выделяют следующие структурные составляющие дидактической игры:
1. дидактическая задача;
2. игровая задача;
3. правила игры;
4. игровые действия.
Дидактическая задача определяется целью обучающего и воспитательного воздействия, она формируется педагогом.
Дидактическая игра подчинена решению дидактической задачи, связанной с определенной темой учебной программы и предусматривающей изучение нового материала, закрепление и повторение пройденного, формирование учебных умений и навыков. Усвоение учебного материала происходит непреднамеренно, так как учебная задача в ней прямо перед детьми не ставится. «Двойная природа» дидактической игры выражается в учебной направленности и игровой форме, которые способствуют овладению конкретным учебным материалом в непринужденной форме.
Игровая задача решается детьми. Дидактическая задача в дидактической игре реализуется через игровую задачу. Она определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка, путем решения которой дети начинают практически применять полученные ими знания. Дидактическая задача в игре преднамеренно замаскирована и предстает перед детьми в виде игрового замысла.
Правила игры. Их содержание и направленность обусловлена общими задачами формирования личности ребенка, познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями. Правила игры помогают направлять учебный процесс, содержат нравственные требования к взаимоотношениям детей, к выполнению ими норм поведения.
В дидактической игре правила являются задачами. С помощью правил педагог управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей.
Соблюдение правил вырабатывает у детей критерий оценки своего собственного поведения и поведения своих одноклассников, а также обязывает детей самостоятельно выполнять игровые действия.
Игровые действия - основа игры. Игровые действия дают детям возможность учиться в тот момент, когда они играют. Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. Игровые действия являются средством реализации игрового замысла, но включают и действия, направленные на выполнение дидактической задачи.
Подведение итогов (результат) проводится сразу по окончании игры. Результат игры бывает вполне очевидным, конкретным и наглядным. Он определяется в зависимости от решения дидактической задачи, воплощение игрового замысла, соблюдения правил и выполнения игровых действий.
Необходимо при подведении итогов отметить каждого ребенка, подчеркнуть успехи отстающих детей.
При проведении игр необходимо сохранить все структурные элементы, поскольку именно с их помощью решаются дидактические задачи.
Основные функции дидактической игры:
- формирование устойчивого интереса к учению и снятие напряжения, связанного с процессом адаптации ребенка к школьному режиму;
- формирование психологических новообразований;
- формирование общеучебных умений, навыков учебной и
самостоятельной работы;
- активизация процесса обучения.
Дидактическая игра - это сложное, многообразное явление. В дидактических играх происходит не только усвоение учебных знаний, умений и навыков, но и развиваются все психические процессы детей, их эмоционально-волевая сфера, способности и умения.
Дидактическая игра помогает сделать учебный материал увлекательным, создать радостное рабочее настроение, в ситуации дидактической игры знания усваиваются лучше. Через игру быстрее познаются закономерности обучения. Поэтому основным типом дидактических игр, используемых на начальных этапах, являются игры, формирующие устойчивый интерес к учению и снимающие напряжение, которое возникает в период адаптации ребенка к школьному режиму.
По мере овладения учащимися навыками учения, дидактические игры занимательного типа теряют свою ведущую роль: если ранее игра являлась предпосылкой для включения ученика в учение, то через освоение в игровых ситуациях элементов учебной деятельности становится возможным реализовать игру на предмете целостного учебного процесса, то есть игра из основы учебного процесса превращается в его элемент, дидактический прием.
Дидактическая игра - это игра только для ребенка. Для взрослого она - способ обучения. В дидактической игре усвоение знаний выступает как побочный эффект.
Условия проведения дидактических игр:
1. Выразительность проведения игры. Это обеспечивает интерес детей, желание слушать, участвовать;
2. Педагог должен обеспечить поступательное развитие игры в соответствии с учебными и воспитательными задачами, но при этом не оказывать давления, незаметно для детей направлять игру в нужное русло;
3. Необходимо оптимально сочетать занимательность и обучение. Проводя игру, педагог должен постоянно помнить, что он дает детям сложные учебные задания, а в игру их превращает форма их проведения - эмоциональность, легкость, непринужденность;
4. Между педагогом и детьми должна быть атмосфера уважения, взаимопонимания, доверия и сопереживания;
5. Используемая в дидактической игре наглядность должна быть простой и емкой.
Каждая дидактическая игра должна соответствовать определенным требованиям:
1. Учащиеся должны осознать правила, соблюдая которые можно достичь желаемого результата;
2. Должна быть возможность выбора конкретного действия в игре каждым ребенком (индивидуальная активность при коллективной форме игры);
3. Наличие воображаемой ситуации и плана действий, а также ролей, игровых приемов;
4. Дети должны создать игровой результат.
Успешность проведения игры в значительной мере зависит от учителя, от его умения «заразить», увлечь игрой. Преподавателю для этого нужно самому быть увлеченным.
Для успешного проведения дидактической игры педагог должен обладать рядом профессионально важных качеств в отношении игровой деятельности детей:
1. Обращать внимание детей на такие впечатления их жизни, которые могут послужить сюжетом хорошей игры;
2. Уметь организовать начало игры;
3. Уметь наблюдать игру, анализировать ее, оценивать уровень развития игровой деятельности;
4. Широко использовать косвенные методы руководства игрой, активизирующие психические процессы ребенка, его опыт;
5. Создать благоприятные условия для перехода игры на более высокий уровень;
6. Уметь самому включаться в игру на главных и второстепенных ролях;
7. Уметь обучать игре прямыми способами (показ, объяснение);
8. Регулировать взаимоотношения, разрешать конфликты, возникающие в процессе игры, давать яркие игровые роли детям с низким социальным статусом, включать в игровую деятельность застенчивых, неуверенных;
9. Учить детей обсуждать игру, оценивать ее.
Реализация дидактической игры при урочной форме занятий проходит по таким основным направлениям:
1. Дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи.
2. Учебная деятельность подчиняется правилам игры.
3. Учебный материал используется в качестве ее средства.
4. В учебную деятельность вводятся соревнования, которые способствуют переходу дидактических задач в разряд игровых.
5. Успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Результат использования игровых технологий
Критериями эффективности реализации игровой технологии являются:
-
эвристичность в установлении различий и сходства в изучаемых предметах и явлениях,
-
нахождение общего, единичного, особенного;
-
не регламентированность в поиске и разрешении противоречий;
-
комфортность;
-
выразительность речи;
-
высокая творческая активность;
-
уровень сформированности ментального (умственного) опыта учащегося (в зависимости от цели технологии - это может быть коммуникативный, нравственный опыт и др.): высокий, выше среднего, средний, низкий.
Игра – это мощный стимул обучения, это разнообразная и сильная мотивация учения. В игре активизируются психологические процессы участников игровой деятельности: внимание, запоминание, интерес, восприятие и мышление.
В играх могут быть реализованы следующие потребности:
-
наличие собственной деятельности;
-
творчество;
-
общение;
-
власть;
-
самоопределение через ролевое экспериментирование;
-
самоопределение через различную деятельность.
Игра эмоциональна по своей природе и опыту способна даже самую сухую информацию оживить, сделать яркой и запоминающейся. В игре возможно вовлечение каждого в активную работу, эта форма урока противостоит пассивному слушанию и чтению. В процессе игры интеллектуально пассивный ребёнок свободно выполнит такой объём работы, какой ему совершенно недоступен в обычной учебной ситуации.
|