Окружающий мир 1 класс
УМК «Школа России»
Учитель: Русых Виктория Борисовна
Тема: Что такое хвоинки? (Хвойные растения)
|
Тип: «Открытие» нового знания
|
Цели и задачи:
- познакомить детей с хвойными деревьями, показать их красоту; учить распознавать сосну и ель по общему виду, веточкам, хвоинкам, шишкам;
- содействовать развитию навыков самостоятельного поиска информации, логического мышления, умения анализировать, делать выводы, прослеживать причинно-следственные связи; формировать навыки первичной исследовательской деятельности (наблюдение, анализ, вывод);
- содействовать воспитанию интереса к изучению природных явлений, чувства прекрасного; способствовать расширению и углублению экологических знаний.
|
Планируемые результаты
|
Предметные
|
Метапредметные
|
Личностные
|
- Различать лиственные и хвойные деревья;
- Различать ель и сосну (лиственницу) по основным признакам.
|
- Формулировать учебную задачу, оценивать свои достижения;
- Сравнивать объекты, выделять существенные признаки;
- Описывать объекты по плану.
|
- Проявлять интерес в к природе
- Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности.
|
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, листья, веточки и шишки ели и сосны, презентация.
|
Ход урока
|
Содержание деятельности учителя:
|
Содержание деятельности обучающихся:
|
Самоопределение к деятельности
|
Вот опять звенит звонок,
Начинается урок.
Мы за парты дружно сели и на доску поглядели.
– Как всегда на урок “Окружающего мира” к нам пришли наши помощники Муравей Вопросик и Мудрая Черепаха. Я желаю вам успешной работы на уроке. Пожелайте друг другу удачи!
|
|
Актуализация необходимых знаний
|
- Ребята, наш Муравьишка Вопросик подслушал разговор листьев:
Опавшей листвы
Разговор еле слышен:
- Мы с клёнов…
- Мы с яблонь…
- Мы с вязов…
- Мы с вишен…
- С осинки…
- С черёмухи…
- С дуба…
- С берёзы…
Везде листопад:
На пороге - морозы! ((Ю. Капотов)
- Чем различаются листья разных деревьев?
- И к нам в класс прилетели листочки и я их собрала в 2 конверта. Сейчас я дам по конверту каждому ряду. Вы внимательно рассмотрите все листья и подумаете, на какие 2 группы их можно разбить.
(Даю конверты с листьями хвойных и лиственных деревьев)
- О какой группе деревьев мы уже говорили? Как называются деревья, у которых листья имеют вид пластинок?
– А можно ли по листьям можно определить деревья?
-Муравей Вопросик забыл, с каких деревьев собрал листья. Помогите ему.
Сейчас на экране будет появляться дерево, а вы должны найти нужный листик. Слайды 2-7
|
- Формой, размерами, а осенью – ещё и цветом.
- Работают в группах. Разбивают листья на 2 группы.
- Лиственные деревья.
- Да. Нужно внимательно рассмотреть лист.
- Дети находят листья деревьев.
|
Мотивация познавательной деятельности
|
– А теперь давайте внимательно посмотрим на листья деревьев второй группы. Что это за деревья – вы узнаете, отгадав загадки.
Что же это за девица
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год?
У меня длинней иголки, чем у елки,
Очень прямо я расту в высоту.
Если я не на опушке,
Ветви только на макушке.
Слайды 8-9
- Чем эти деревья отличаются от остальных?
- А кто знает, как называются листья таких деревьев?
- А как можно назвать деревья, у которых листья – хвоинки?
- Так о каких деревьях сегодня пойдёт речь?
|
- Ель
- Сосна.
- У них особенные листья.
- Хвоинки.
- Хвойными.
- О хвойных деревьях.
|
Физкультминутка
|
Мы зашли в осенний лес.
Сколько здесь вокруг чудес!
Справа елочки стоят,
Слева сосны шумят.
Вот и зайка проскакал.
От лисы он убежал.
Ой, это серый волк рыщет.
Он себе добычу ищет.
Все мы спрячемся сейчас,
Не найдет тогда он нас.
В лесу такая красота!
А нам за работу уже пора.
|
Ходьба на месте
Повороты
Посмотреть на елочку в классе
На сосну
Прыжки
Приседание
Потягивание
Садятся за парты
|
Организация познавательной деятельности
|
1. Рассказ учителя.
Слайды 10 – 14
Игра «Найди отличия» Слайды 15-19
2. Работа по с. 31 учебника Слайд 20
- А теперь внимательно рассмотрите картинки, вспомните то, о чём мы говорили и расскажите о деревьях по плану.
Слайды 21 – 25
3. Работа в тетрадях с 21. Находим особенное дерево – лиственницу.
Слайды 26 – 27
|
- Работа в парах
- Дети рассматривают картинки и готовят рассказ о деревьях.
- Подводим итог и отвечаем на вопрос: «Что такое хвоинки?»
- Дети выполняют работу с.19
- Слушают рассказ о лиственнице
|
Минутка релаксации
|
Ребята смотрят фильм о хвойных деревьях.
|
Подведение итогов
|
– О каких деревьях мы сегодня говорили?
-Как различить ель и сосну?
- Что такое хвоинки?
-Чем лиственница отличается от своих “родственниц”?
|
|
Рефлексия
|
У каждого на парте лежит смайлик. Если вы довольны своей работой, нарисуйте ему улыбку, если работали, но не очень хорошо, выражение лица будет таким, а если совсем не довольны, уголки рта опустите вниз.
|
|
Дополнительный материал.
Сосна – коренная порода наших лесов. Это замечательное дерево легко приживается, не требует от природы особых условий. Сосна может дать человеку не только древесину, но, оказывается, и хлеб, и масло, а из ее плодов можно сварить вкусную кашу.
Лиственница – ценное твердое строительное дерево. Она выдерживает засуху, переносит большие морозы, не гниет в сырой земле. В отличие от других хвойных деревьев, лиственница ежегодно меняет хвою. Зимой она стоит голая, черная, как обгорелая. Весной покрывается мягкой, ароматной, нежно – зеленой хвоей. В нашем суровом крае лиственница встречается чаще других пород, она растет быстрее и выше всех деревьев.
Сибирский кедр, или сосна сибирская кедровая в высоту может достигать 44 метров. Максимальная продолжительность жизни 500 —850 лет. Хвоя у кедра растет пучками, по 5 хвоинок в пучке. Из древесины кедра делают карандаши. Кедровые орехи вкусные и очень полезные. |