презентация: http://dfiles.ru/files/h29m3aj6x
Тема: Буквенные выражения.
Цели: познакомить детей с новым математическим понятием: «буквенные выражения»; совершенствовать вычислительные навыки и умения решать составные задачи; учить рассуждать, используя ранее полученные знания; воспитывать познавательный интерес.
Ход урока.
I. Оргмомент.
Это что же случилось, ребята?
И куда так спешат зверята?
Я скажу вам: вот что случилось –
Это школа лесная открылась!
Весело звенит звонок.
Начинается урок.
- Ребята, нас сегодня пригласили на урок в лесную школу!
II. Устный счет.
1. (вывешиваю картинку с лесным чертенком)
- Привет, а вот и я - лесной чертенок!
Я слышал, вы в школу лесную собрались,
Но тот лишь дорогу к ней сможет найти,
Кто быстро и правильно посчитает
Все примеры, что встретятся по пути.
- Справимся, ребята?
(на доске – карта с примерами)
(дети решают примеры)
2.Но вот беда – болото впереди!
Смелее! По кочкам его перейди!
- На доске «кочки» с примерами:
+ 12=20 -2=58
75+ =90 64- =4
- Чтобы перейти болото, нужно вставить в окошко подходящие числа. Но не просто вставить, а объяснить, какой компонент неизвестен и как его нужно искать.
- Ура! Вот мы и добрались до лесной школы!
III. Сообщение темы и цели урока.
В класс учитель Волк вошел.
Оглядел всех строго.
-А сможете ли вы узнать
Тему нашего урока?
1).Каким другим словом можно назвать примеры? (выражения)
2). А теперь отгадайте загадку:
Только тот хорошо читает,
Кто эти знаки отлично знает.
(буквы)
- Тема нашего урока – «Буквенные выражения».
IV. Работа над новым материалом.
1. - На урок пришел ежик. Он опоздал. Мне кажется, что он хочет нам что-то рассказать.
Рядом с лесной школой стоит пенек.
Мимо него я пройти не мог.
И вдруг неизвестно откуда,
На пеньке возникло вот это чудо!
2 + ...
- Вы знаете, что это такое? (выражение с окошком)
- Но выражение не обычное. Мы не знаем значение выражения и потому не понятно, какую цифру нужно вставлять.
2.Работа по учебнику.
-Открываем учебник стр.64. Лесные жители предлагают нам свои варианты. Давайте мы с вами будем вставлять числа и считать, что получится.
№1. А теперь попробуем вставлять эти же числа в другие выражения.
3. Знакомство с латинскими буквами.
-Математики решили заменить окошечки латинскими буквами X, B, C, D, K, A.
- Давайте мы вставим в окошко эти латинские буквы и прочтем выражения.
Образец: сумма чисел 2 и Х или разность чисел 10 и Х.
Вывод: вот такие выражения с буквами называют буквенными выражениями.
V. Закрепление.
- №2.(у доски)
- А теперь учитель Волк научит вас записывать и решать буквенные выражения. Слушайте внимательно.
Образец записи: k+7, k=10.
10+7=17
Физкультминутка.
- Перед лесной школой находится замечательный луг. Давайте мы выйдем на него и отдохнем.
Видишь, бабочка летает,
(машем руками-крылышками)
На лугу цветы считает.
(считаем пальчиками)
-Раз, два, три, четыре, пять.
(хлопки в ладоши)
Ох, считать не сосчитать!
(прыжки на месте)
За день, за два и за месяц…
(шагаем на месте)
-Шесть, семь, восемь, девять, десять.
(хлопки в ладоши)
Даже мудрая пчела
(машем руками-крылышками)
Сосчитать бы не смогла!
(считаем пальчиком)
- (Вывешиваю картинку с зайчонком)
- Ребята, вам не кажется, что слышен чей - то плач?
Сидит на пеньке зайчонок и плачет,
Не может зайчонок решить задачу.
№3.- Поможем?
Было - ? 50руб. и 10 руб.
Истратила – 30руб.
Осталось - ?руб.
1способ: (50+10)-30=30 (руб.)
2 способ: 50-30+10=30 (руб.)
3.Самостоятельное решение задачи.
Белка Валя с белкой Галей
На урок к нам прискакали.
Все не знают, как им быть?
Не могут задачу они решить.
Задача: Две белки наперегонки рвали грибы. Белка Валя сорвала 20 грибов, а белка Галя на 2 гриба меньше. Сколько всего грибов сорвали белки?
- А ребята нашего класса знают как решить задачу. Сейчас каждый из нас покажет белкам, как надо решать задачи.
4. При наличии времени №5 – по цепочке.
VI. Итог урока.
- Так с какими выражениями мы познакомились в лесной школе?
- Что мы еще делали на уроке?
VII. Домашнее задание.
Стр.65.№4. |