УРОК литературного чтения во 2 классе
Учитель: Русых В.Б.
МБОУ СОШ №1 г. Красногорска
ТЕМА: "Е.И. Чарушин «Страшный рассказ»"
Тип урока: изучения и первичного закрепления нового материала.
Цель урока: формирование у учащихся первоначальных представлений о творчестве Е.И.Чарушина, ознакомление с рассказом Е.И.Чарушина "Страшный рассказ",создание условий для формирования УУД.
Задачи урока:
Образовательные:
Развивающие:
-
активизировать познавательную деятельностьмладших школьников;
-
способствовать развитию коммуникативной культуры, обогащению словарного запаса;
-
выявить и обогатить знания детей оразличных профессиях;
-
помочь учащимся осознать нравственную и личностную значимость нового материала.
Воспитательные:
-
воспитывать понимание необходимости бережного отношения к природе;
-
воспитывать любовь к животным.
Оборудование урока:
-
компьютер, интерактивная доска, проектор;
-
магнитная доска;
- < >
выставка книг Е.И.Чарушина;
-
учебник Л.Ф.Климановой «Родная речь» 2 класс.
Деятельность учителя
|
Деятельность ученика
|
- Оргмомент.
- Ребята, вы готовы отправиться в удивительный мир книг? Итак, начинаем наше увлекательное путешествие.
|
II. Проверка домашнего задания.
|
- Сейчас я послушаю, как вы дома подготовили пересказ произведения М.Пришвина «Ребята утята».
|
Ребята пересказывают произведение М.Пришвина «Ребята утята».
|
III. Активизация опорных знаний и установка познавательной задачи .
|
- Ребята, а как называют человека, который пишет рассказы?
- А как называют человека, который пишет картины?
- А может ли один и тот же человек быть и писателем и художником?
- Так о творчестве какого человека мы будем сегодня говорить?
- Правильно. Сегодня мы с вами познакомимся с творчеством талантливого писателя и художника Евгения Ивановича Чарушина.
|
- Писатель.
- Художник.
- Может.
- Мы будем говорить о человеке, который является писателем и художником.
|
IV. Усвоение новых знаний.
|
1. Знакомство с биографией Чарушина.
- Прочитайте.
- А какое у него было детство? Об этом нам расскажут наши биографы.
- И кем же должен быть стать человек, с детства любивший рисование и животных?
- Правильно. Такой художник называется художником - анималистом.
- Свою деятельность в литературе Чарушин начал как иллюстратор детских книг, а позже – он и сам начал писать рассказы для детей, т.е. стал писателем.
- Ребята, как вы думаете, о ком были написаны его рассказы?
2. Работа над произведением Е.Чарушина «Страшный рассказ».
1. Подготовительная беседа.
- Отгадайте загадку.
- Кто это?
- По каким признакам вы узнали?
- Кто видел ежа? Где? Чем он питается?
- А сейчас наши информаторы сделают небольшое сообщение о еже.
|
- «Я очень благодарен моим родным за моё детство, потому что все впечатления его остались для меня и сейчас наиболее сильными, интересными и замечательными. И если я сейчас художник и писатель, то только благодаря моему детству...»
1. Отец Чарушина был архитектором. Он придумывал, рисовал дома. Альбомы, карандаши, краски – всё это очень нравилось мальчику. На его детских рисунках чаще всего были изображены птицы и звери.
|
2. Многое о родной природе Чарушин узнал от матери. Она была искусным садоводом и огородником. Сын помогал ей собирать семена цветов, приносил из лесу редкие растения и сажал их в саду около дома.
|
3. Самые яркие воспоминания о детстве связаны у Чарушина с животными. Он сам их ловил, воспитывал, наблюдал или просто читал о них. В доме всегда были кошки и собаки, на окнах – банки с рыбками, в клетках распевали свистели птицы. Это были друзья мальчика.
|
- Художником, рисующим животных.
- О животных.
- Это ёжик.
- "У него колючий бок".
- Жуками и мышами, грибами, яблоками...
1.Ёж – хищное ночное животное. Днём он прячется под кучей хвороста и листвы, а ночью выходит кормиться. Пищей ему служат жуки, лягушки, мыши, улитки, опавшие плоды яблонь, груш и других деревьев.
|
2. В случае опасности ёж сворачивается в клубок, прижимая голову к брюху и втягивая лапки и хвост под себя. Получается колючий шар с торчащими во все стороны шипами.
|
3. Во время ночной охоты на ежа нападает филин. Ему не страшны иглы зверька. Нет спасения ежу и от хитрой лисицы. А вот при встрече с гадюкой ёж выходит победителем.
|
|
Физкульминутка.
(Дети поют песню про ёжика и выполняют соответствующие движения).
|
2. Знакомство с произведением Е.Чарушина «Страшный рассказ».
- Прочитайте название рассказа. Как вы думаете, о чём он?
- А вы испытывали когда – нибудь страх?
3.Словарная работа.
- Перед тем, как прочитать рассказ, я познакомить вас с новыми словами.
- Прочитайте.
- Сейчас я прочитаю вам рассказ, а вы прислушайтесь к своему настроению: меняется оно, или остаётся постоянным, что на него влияет, выделите самый яркий для себя эпизод. (Чтение рассказа учителем)
- Что вы испытывали, слушая это произведение?
4. Анализ художественного произведения.
а) Чтение рассказа самими учащимися.
- Ребята, понравился вам рассказ? Кто главные герои рассказа?
б) Выборочное чтение:
- Где находилась дача? Прочитайте.
- Что напугало ребят? Прочитайте.
- Как вёл себя ёжик, когда его хотели взять в руки? Прочитайте.
в)Работа с иллюстрацией с.137
- Рассмотрите иллюстрацию в книге. Её тоже нарисовал Чарушин. Какой момент здесь изображён? Прочитайте.
г) Работа в парах. Чтение по ролям.
- Как Шура и Петя уговаривали себя не бояться? Каким голосом они это говорили?
- Прочитайте диалог по ролям в парах.
- А теперь мы послушаем, какая пара лучше передаст ощущения ребят.
5.Иллюстрирование.(при наличии времени)
- А сейчас вы превратитесь в художников – аниматоров и нарисуете ёжика из «Страшного рассказа»
|
- О чём-то страшном.
Выслушиваю рассказы детей.
- Чулан – помещение в доме, служащее кладовой.
- Сени – помещение между жилой частью дома и крыльцом.
Выслушиваю ответы детей.
- Главные герои рассказа - мальчики: Шура и Петя.
Дети находят в рассказе нужные места и зачитывают.
- Здесь нарисовано, как из тёмного угла комнаты показался ёжик и стал лакать молоко.
Дети зачитывают отрывок из рассказа.
- Они говорили тихо, слегка дрожащим голосом.
Чтение по ролям.
|
V. Закрепление и самопроверка знаний.
|
- А сейчас мы узнаем, как внимательно вы работали на уроке. Предлагаю разгадать вам кроссворд.
Вопросы:
1. Кто является автором рассказа?
2. Где происходило действие рассказа?
3. Что зажгли родители для того, чтобы увидеть ежа?
4. Как зовут в рассказе одного из мальчиков?
5. Помещение в доме, служащее кладовой.
6. В чём унесли ежа?
7. Один из главных героев рассказа.
8. Помещение между жилой частью дома и крыльцом.
|
- Чарушин.
- Дача.
- Лампа.
- Шура.
- Чулан.
- Шапка.
- Ёжик.
- Сени.
|
VI. Рефлексия учебной деятельности.
|
- Оцените свою работу на уроке.
Оценка ученика
|
учителя
|
Прогностическая
|
Ретроспективная
|
|
|
|
|
- И закончить наш урок я хочу словами Евгения Ивановича Чарушина:
«Входи в мир природы! Будь внимательным, добрым и смелым. Больше узнавай, больше умей, чтобы вся природа обернулась для тебя большой Родиной. Растения и животные – это наша родная природа. Оберегать и любить их – это значит любить и беречь свою Родину».
|
|
VII. Домашнее задание.
|
|
|
Презентация |