Вторник
26.11.2024
02:06
Форма входа
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Сайт учителя начальных классов Русых Виктории Борисовны
Главная » Статьи » Технологии

Технология педагогических мастерских

Авторы технологии педагогических мастерских

Педагогическая мастерская, как «движение нового образования», зародилась во Франции в 30-х годах ХХ века. У истоков этой необычной системы обучения стояли такие знаменитые психологи как Поль Ланжевен, Анри Валлон, Жан Пиаже и др. В России, а именно в Петербурге, интерес к этим технологиям появился чуть более 10 лет назад. Технология французских мастерских базируется на идеях свободного воспитания и творческого саморазвития личности (Ж.-Ж. Руссо, Л.Н. Толстой, Дж. Дьюи, Ж. Пиаже, М. Монтессори), реализует деятельностный подход к обучению (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн) и принципы личностно-ориентированного образования (Э. Фромм, К. Роджерс, Э.Н. Гусинский, В.В. Сериков, Е.В. Бондаревская). Теоретические основы технологии мастерских созданы педагогами французской группы "Новое образование" GFEN (А. Бассис, О. Бассис, М. Дюком, П. Коллен).

Цель технологии: создать содержательные и организационные условия для личностного саморазвития учащихся, осознания ими самих себя и своего места в мире, понимания других людей, закономерностей мира.

Педагогические мастерские - это форма организации учеб­но-воспитательного процесса, которая создает творческую ат­мосферу, психологический комфорт, способствует росту лично­сти учителя и ученика, дарит радость сотворчества.

Основные идеи педагогических мастерских выражаются в следующих положениях:

  1. Личность сама способна строить свое знание, активно и творчески пользоваться им в жизни.

  2. Гражданин понимается как личность «самостоя­тельная, творческая, социально-ответственная и конструк­тивно-вооруженная», способная оказывать позитивное воздействие на свою жизнь и окружающий мир.

  3. Каждый человек (ребенок) — «Все способны!»

    Методы активного обучения и развития личности:

    а) отношение учителя к ученику как к себе равному;

    б) самостоятельное «строительство» знаний учеником методом критического отношения к существующей ин­формации;

    в) плюрализм мнений, уважительное отношение к позиции каждого.

    Структура педагогической мастерской

1. Индукция, (наведение) – создание эмоционального настроя, личного отношения к предмету обсуждения. Индуктор – слово, образ, фраза, предмет, звук, мелодия, текст, рисунок и так далее – все, что может разбудить чувство, вызвать поток ассоциаций, воспоминаний, ощущений, вопросов.

2. Самоконструкция – индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта.

3. Социоконструкция – построение этих элементов группой.
4. Социализация – все, что сделано индивидуально, в паре, в группе, должно быть обнародовано, обсуждено, подано всем, все мнения услышаны, все гипотезы рассмотрены.

5. Афиширование – вывешивание работ учеников и мастера (текстов, рисунков, схем, проектов, решений) в аудитории и ознакомление с ними. Все ходят, читают, обсуждают или зачитывают вслух (автор, мастер, другой ученик).

6. Разрыв – внутреннее осознание участником мастерской неполноты или несоответствия своего старого знания новому, внутренний эмоциональный конфликт, подвигающий к углублению в проблему, к поиску ответов, к сверке нового знания с литературным или научным источником.
7. Рефлексия – отражение чувств, ощущений, возникших у участников в ходе мастерской. Это богатейший материал для рефлексии самого мастера, для усовершенствования им конструкции мастерской, для дальнейшей работы.

Типы мастерских:

  • мастерские творческого письма;

  • мастерские построения знаний;

  • мастерские по самопознанию;

  • мастерские отношений и ценностных ориентации и т.д.

Описание порядка использования технологии педагогических мастерских в практической и профессиональной деятельности

Технологические этапы

Действия учителя

Действия учащихся

1. "Индукция" - создание эмоционального настроя, включение чувств ученика, создание личного отношения к предмету обсуждения.

- Нарисуйте познавательный объект.
- Запишите вопросы (ассоциации и т.п.)

- Рисуют в тетрадях познавательный объект.
- Составляют вопросы

2. "Самоконструкция" - индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта.

Запишите все, что Вы знаете об этом познавательном объекте (либо непосредственно дается задание по определению признаков того или иного понятия, проблемы и т.п.)

Записывают все, что знают о том или ином познавательном объекте

3. "Социоконструкция" - работа учащихся в группах по построению этих элементов.

- Организует работу в парах: "Поменяйтесь тетрадями и посмотрите, что получилось. Подумайте вместе над заданием".

- Работают в парах по заданию учителя.

4."Социализация" - выступление ученика в группе (сопоставление, сверка, оценка, коррекция )

- Организует работу в группах: "Объединитесь в группы по четыре человека и поделитесь полученными результатами".
- Предлагает учащимся дополнительные задания.

- Работают в группах с ранее рассмотренными в парах познавательными объектами.
- Выполняют дополнительные задания.

5. "Афиширование" - вывешивание "произведений - работ учеников (текстов, рисунков, схем, проектов) в классе, ознакомление с ними

- Организует обсуждение полученных в групповой работе результатов.
- Дает необходимы пояснения по ходу представления группами результатов выполнения заданий.

- Представляют результаты работы групп.
- Задают вопросы друг другу по поводу выполненных заданий

6. "Разрыв" - внутренне осознание участником Мастерской неполноты или несоответствия своего прежнего знания новому

- Фиксирует внимание учащихся на возникших познавательных противоречиях.
- Организует работу учащихся в группах с источниками информации, позволяющими разрешить возникшие противоречия

- Осознают возникшие познавательные противоречия.
- Работают с источниками информации.
- Закрепляют и применяют полученные знания

7. "Рефлексия"

- Инициирует и активизирует рефлексию учащихся по поводу индивидуальной и совместной деятельности

- Осуществляют рефлексию.

Принципы и правила ведения педагогических мастерских

  1. Равенство всех участников, включая мастера. Все способны к творчеству, саморазвитию, к исследованию природы, социума, человека в целом, себя лично.

  2. Ненасильственное привлечение к процессу деятельности через создание личностной мотивации.

  3. Отсутствие оценки, соревнования, соперничества. Замена их самооценкой, самокоррекцией, самовоспитанием.

  4. Чередование индивидуальной и парной, групповой форм работы, что создает атмосферу сотрудничества, взаимопонимания, повышение уровня коммуникативной культуры, дает понятие о диалогическом способе восхождения к истине. Важность не только и не столько результата творческого поиска, сколько самого его процесса.

  5. Работа в мастерских основывается как на природном материале, так и на результатах духовной деятельности человечества, прежде всего на языке. Язык при этом выступает не как средство общения, а как "вместилище красоты и смысла" (Пастернак), данных нам в наследство духовной деятельностью наших предков. Поэтому язык - важнейший материал для работы во всех мастерских, независимо от предмета.

  6. Один из главных принципов работы в мастерских - принцип выбора материала, вида деятельности, способа предъявления материала, партнеров в коллективной работе, места для индивидуальной работы и т.д. Если в традиционной системе учитель дает задание, ученик выполняет. То в мастерских мастер предлагает, а ученик выбирает, то что ему ближе всего, то в чем он сможет полнее реализоваться.

  7. Нравственная ответственность каждого за свой выбор, процесс и результат деятельности. Без ответственности рождается своеволие. "Не навреди"-общий ограничительный принцип медика и педагога.

Технология педагогических мастерских

  1. Мастерская, как инновационная технология, является альтернативой традиционным педагогическим технологиям, поскольку предполагает совершенно иной подход к структуре урока, формам подачи учебного материала, оценки деятельности учащихся. Данная технология требует, прежде всего, гуманистической философии учителя, в основе которой – личностно ориентированный подход к ребенку, развитие его индивидуальности. В педагогической мастерской меняются традиционные роли учителя и учащихся – здесь они равноправные соучастники творческого процесса. Учитель является ведущим, мастером, который организовывает, разворачивает творческий процесс, принимает участие в нем, а не передает свои знания незнающему и неумеющему ученику.

    Мастер:

    Структура традиционного урока

    Структура педагогической мастерской ценностной ориентации и творческого письма

    I.ТЕМА:

    -сообщение;

    -выход на тему.

    I.«ИНДУКТОР»

    -введение в тему,  побуждение, создание эмоционального настроя

    II. АКТУАЛИЗАЦИЯ

    -опорные знания;

    -способы деятельности.

    II. САМОКОНСТРУКЦИЯ И СОЦИОКОНСТРУКЦИЯ

    -индивидуальное создание гипотезы, решения, текста…

    -построение этих элементов группой,

    -сверка с научным источником.

    III. ФОРМИРОВАНИЕ НОВЫХ ПОНЯТИЙ И СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЙ

    -новые понятия и способы действий;

    - основные и второстепенные проблемы, самостоятельная работа

    III. ИСПЫТАНИЕ «РАЗРЫВА»

    • проживание озарения,

    открытия, новое видение предмета.

    IV. ПРИМЕНЕНИЕ

    (формирование умений и навыков)

    -типы самостоятельных работ;

    -межпредметные связи.

    IV. ПОСТРОЕНИЕ СОБСТВЕННОГО ЗНАНИЯ В МАСТЕРСКОЙ

    • промежуточная рефлексия;
    • осознание, построение нового знания.

    V.

    ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

    -повторение;

    - типы самостоятельных работ

    V.ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА

    VI.РЕФЛЕКСИЯ

    -осознание внутренних перемен, интеллектуального и эмоционального движения

    -социализация (обнародование, представление знаний)

     

    Итак, мастерская – это  альтернативная уроку форма организации обучения. Она  имеет свою особую структуру.

    Примеры индукторов:

    Методы и приемы, используемые на основном этапе мастерской для организации поисковой и творческой деятельности учащихся:

    1. Метод символического видения. Заключается в отыскании или построении учениками связей между объектом и его символом. Ученикам предлагалось понаблюдать какой-либо объект с целью увидеть и изобразить его символ в графической, знаковой, словесной или иной форме. Например, - Нарисуйте клип к стихотворению Ф.Тютчева «Люблю грозу в начале мая…»

    2. Метод сравнения версий. Ученики сравнивали собственные варианты решения проблемы с культурно-историческими формулировками великих ученых. Сравнение происходило после того, как ученики уже предложили свой способ решения.

    3. Метод «Если бы…» Ученикам предлагалось составить описание или нарисовать картину о том, что произойдет, если в мире что-то изменится. Например: «При помощи машины времени вы оказались в Петербурге эпохи Петра I. Расскажите, что вы видите?».

    4. Метод самостоятельного конструирования определений понятий. Формирование у учеников изучаемых понятий начиналось с актуализации уже имеющихся у них представлений и их словесного оформления. После того, как состоялось сопоставление и обсуждение предложенных учениками версий, предлагался художественный текст, где использовалось данное слово. Учащиеся заново формулировали определения, теперь уже ориентируясь на контекст, в рамках которого функционировало данное слово. Затем мастер предлагал разные варианты определений, которые зафиксированы в словарях, учебниках, справочниках. Разные формулировки оставались в тетрадях учеников как условие их личностного самоопределения в отношении изучаемого понятия.

    5. Наиболее часто на уроках русского языка и развития речи использовался метод «ключевых слов», т.к. он помогает учащимся актуализировать личностные смыслы при работе с текстом. Применялась следующая последовательность действий: 1) учащимся предлагался текст (стихотворение, проза, отдельная фраза и т.д.); 2) все знакомились с текстом и выписывали из него или подчеркивали в нем ключевые слова (ключевые именно с точки зрения каждого ученика); 3) участники знакомили всю группу с теми словами, которые выписали, и поясняли, почему их выбор пал на эти слова. Каждое ключевое слово, выбранное учениками, являлось своеобразным сгустком смыслов данного текста. Ученики актуализировали значимый для них смысл и делились своим пониманием текста с другими.

    6. Метод эвристического исследования наиболее часто включался в уроки ознакомления с окружающим миром и предметные уроки. В соответствии с программными задачами выбирался объект исследования – природный, культурный, научный, словесный или иной. Ученикам предлагалось самостоятельно исследовать заданный объект (тополиная почка, поговорка, стихотворение, часть речи) и подготовить сообщения о нем в стиле деловой статьи по следующему плану: 1) цель исследования; 2) план работы; 3) факты об объекте; 4) опыты, новые факты; 5) возникшие вопросы и проблемы; 6) версии ответов; 7) рефлексивные суждения. На этапе социализации в завершении работы учащиеся обменивались результатами работы, происходил обмен мнениям, само- и взаимокоррекция.

    7. Метод смысловых ассоциаций. Цель метода: актуализировать содержание подсознания, пробудить чувства, ощущения, помочь ученику соотнести предлагаемый для ознакомления материал со своим внутренним "Я". Последовательность действий: ученик получал задание: записать к предложенному слову или словам список слов-ассоциаций. Далее, учитель помогал учащимся дать определение исходному слову-понятию, используя полученный поток ассоциаций. Например: запишите в два столбика 6 – 8 ассоциаций к слову гроза, выберите из них ключевое для вас слово; соедините два любых слова из обоих столбиков и, используя полученное словосочетание в качестве заголовка, напишите текст-миниатюру.

    7. Метод «вживания». Данный метод означает вхождение человека в состояние другого субъекта или объекта. Посредством чувственно-образных и мыслительных представлений каждый ученик пытался "переселиться" в изучаемый объект или перевоплотиться в него, чтобы почувствовать и понять его изнутри. Родившиеся при этом мысли, чувства и являлись эвристическим образовательным продуктом учеников, который выражался ими в словесной, знаковой, двигательной, музыкальной или художественно-изобразительной форме. Например: представьте, что вы – цветок во время грозы. Что вы видите, слышите, чувствуете? Расскажите. Нарисуйте.

    8. Метод образного видения. Предполагает постановку заданий, ориентирующих учащихся на попытку эмоционально-образного видения и изображения объекта. Например: нарисуйте счастье; дорисуйте картину по открывшемуся вам фрагменту и т.д.

    9. Прием "чтение с пометками". На уроках чтения учащиеся учились читать изучаемый текст с карандашом в руках, по ходу чтения делая на полях пометки: "+" - согласен; "-" - не согласен; "?" - есть вопросы, непонятно; "!" - это интересно; "?!" - надо подумать и т.д. Этот метод предполагает "живой" диалог с автором текста, возможно, полемику по поводу авторского видения проблемы.

    10. Прием "Толстый" и "тонкий" вопрос. Направлен на формирование у учеников умения задаваться вопросами по поводу прочитанного текста. Технология: а) учащимся предлагалось составить и записать вопросы, которые у них возникли по ходу чтения; б) обсудить составленные вопросы в группе и выбрать среди них "толстые" (т.е. такие, которые требуют размышлений, важные, существенные для понимания данного текста) и "тонкие" (вопросы, требующие однозначного ответа "да" - "нет" или простого привлечения фактов); в) каждая группа представляла свой набор "толстых" вопросов всему классу. Таким образом, формировалась мотивационная основа и программа дальнейшей работы над текстом (на основе вопросов, составленных и отобранных самими учениками, а не заданных извне учителем).

    Приёмы рефлексии

    Рефлексия – размышление человека, направленное на анализ самого себя (самоанализ) – собственных состояний, своих поступков и прошедших событий. При этом глубина рефлексии, самоанализ зависит от степени образованности человека, развитости морального чувства и уровня самоконтроля. Рефлексия, в упрощённом определении, – это «разговор с самим собой». Слово рефлексия происходит от латинского reflexio обращение назад. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своём внутреннем состоянии, самопознание. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.

    Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии. Она помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, определить цели дальнейшей работы, скорректировать свои последующие действия. Рефлексия связана с формированием личностных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий, с технологией критического мышления.

    При взаимодействии с учащимся учитель использует, в зависимости от обстоятельств, один из видов учебной рефлексии, отражающих четыре сферы человеческой сущности:

    Рефлексия бывает:

    а) индивидуальная – формирование реальной самооценки (за что ты можешь оценить свою работу, беседа с ребенком по результатам самооценки – почему выбран тот или иной уровень);
    б) групповая – акцентирование ценности деятельности каждого члена группы для достижения максимального результата в решении поставленной задачи. («Смогли бы сделать, если бы с нами не работал ….(имя)» «Какую помощь в работе оказал… (имя)»).

    Традиционно в психологии различают несколько видов рефлексии:

    Рефлексия деятельности

    Этот вид приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ; он даёт возможность осмысления способов и приёмов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных способов, а применение в конце урока покажет активность каждого ученика.

    Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного.

    1. Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

    2. «Плюс-минус-интересно». (авт. Эдвард де Боно, доктор медицинских наук, доктор философии Кембриджского университета, специалист в области развития практических навыков в области мышления)

    Цель: подведение итогов урока. (Это упражнение позволяет учителю взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика).

    Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф.

    В графу «П» – «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей.

    В графу «М» – «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций.

    В графу «И» – «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

            3. Интересен приём рефлексии в форме синквейна (пятистишия). Синквейн разработала американская поэтесса Аделаида Крэпси под влиянием японских миниатюр хайку и танка. В России стал использоваться с 1997 года. Может применяться как заключительное задание по пройденному материалу.

    Феномен технологии педагогических мастерских — это под­ход к образованию как к процессу открытия себя, своего отношения к себе и другим, собственных средств взаимодей­ствия с миром, людьми. Мастерская выступает как сово­купность пространств: игрового, учебного, культурного, ху­дожественно- творческого, где ребенок приобретает опыт жизни, ценности, открывает истину, сам выстраивает соб­ственные знания, формирует ценности, культуру.

    Все это происходит в диалоге «учитель — ученик» на ос­новании ведущих принципов: свободы выбора, индивиду­ального и коллективного взаимодействия, нравственной от­ветственности за свой выбор.

    Главным условием мастерской является свободное само­выражение, внутренняя независимость личности, способ­ность по-своему реагировать на то, что происходит в ней и вне ее.

    Ценность новой технологии состоит в наличии разных то­чек зрения, в разрыве, в подъеме на вершину открытия, со­здании собственного продукта творчества.

        Незавершенность мастерской, когда итогом оказывают­ся новые вопросы, над которыми человек размышляет, находится в поиске ответов, истины, формирует собственную культуру мысли, действия.

    • создает атмосферу открытости, доброжелательности, со­

    • включает эмоциональную сферу ребенка, обращается к

    • работает вместе со всеми, мастер равен ученику в поиске знания; 

    • не торопится отвечать на вопросы;

    • необходимую информацию подает малыми дозами, обна­ружив потребность в ней у ребят;..

    •  исключает официальное оценивание работы ученика (не

    • продумывает чередование индивидуальной и коллектив­туры, дает реальное понятие о диалогическом способе восхождения к истине.

      Важен  не столько результат, сколько сам процесс, в кото­ром реализуются законы проблемного обучения.

       Один из главных принципов мастерской — принцип выбо­ра вида деятельности, способа предъявления результата. Без выбора нет свободы.

      Сравнительная характеристика структур традиционного урока и педагогической мастерской

    1. Вспомните, как вы сегодня шли в школу. Опишите свою дорогу.

    2. Представьте, что вас попросили разработать правила поведения в школе. Объясните, почему другие ученики должны выполнять эти правила?

    3. Подумайте, какое существо может называться «Листопадничек»?

    4. Нарисуйте весну.

    5. В качестве индуктора использовалась так же игра в ассоциации, составление кластера - «грозди знаний». Например: - Послушайте музыку (Вивальди «Весна» из альбома «Времена года»). Какие ассоциации у вас возникли? Запишите их. Или: - Санкт- Петербург. Запишите ваши ассоциации к этому слову. Запишите слова, которые у вас ассоциируются с именем А.С. Пушкина.

    6. физическую (успел – не успел);
    7. сенсорную (самочувствие: комфортно – дискомфортно);
    8. интеллектуальную (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал);
    9. духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).
    • < > – ее объектом являются представления о внутреннем мире другого человека и причинах его поступков. Здесь рефлексия выступает механизмом познания другого человека.< > – объектом познания является сама познающая личность, ее свойства и качества, поведенческие характеристики, система отношений к другим.< > – проявляется в ходе решения различного рода задач, в способности анализировать различные способы решения, находить более рациональные, неоднократно возвращаться к условиям задачи.

      Рефлексия настроения и эмоционального состояния

    • Рефлексия деятельности

    • Рефлексия содержания учебного материала

      Приемы рефлексии эмоционального состояния:

    1. Карточки с изображением лица (грустного, веселого); показ большого пальца вверх или вниз.
    2. «Солнышко» – мне всё удалось, «солнышко и тучка» – мне не всё удалось, «тучка» – у меня ничего не получилось.
    3.  «Радостный гномик» – всё хорошо, «грустный гномик» – грустно.
    4. «Лесенка успеха» – нижняя ступенька, у «человечка» руки опущены – у меня ничего не получилось; средняя ступенька, у «человечка» руки разведены в стороны – у меня были проблемы; верхняя ступенька, у «человечка» руки подняты вверх – мне всё удалось.
    5. «Наряди ёлку» – успешно выполнил задание – повесил шарик, были ошибки – шарик остался возле ёлки.
    6. «Дерево успеха» – зелёный лист – нет ошибок, жёлтый лист – 1 ошибка, красный лист – 2-3 ошибки.
    7. «Поезд» На доске поезд с вагончиками, на которых обозначены этапы урока. Детям предлагают опустить «веселое личико» в тот вагончик, который указывает на то задание, которое было интересно выполнять, а «грустное личико» в тот, который символизирует задание, которое показалось неинтересным. Можно использовать только один жетон по усмотрению ученика.
    8. «Поляна». На доске – поляна из цветов, над каждым цветком – этап урока – (работа с текстом, фонетическая зарядка и т. д.). Перед каждым ребенком – бабочка. Вы предлагаете детям прикрепить свою бабочку на тот цветок, какой вид деятельности ему понравился больше всего.
    9. сегодня я узнал…
    10. было интересно…
    11. было трудно…
    12. я выполнял задания…
    13. я понял, что…
    14. теперь я могу…
    15. я почувствовал, что…
    16. я приобрел…
    17. я научился…
    18. у меня получилось …
    19. я смог…
    20. я попробую…
    21. меня удивило…
    22. урок дал мне для жизни…
    23. мне захотелось…
    • первая строка – название темы (одно существительное);

    • вторая – описание темы в двух словах, два прилагательных;

    • третья – строка описание действия в рамках этой темы тремя словами;

    • четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывает отношение к теме (целое предложение);

    • последняя строка – синоним, который повторяет суть темы.

      В этом выводе каждый ученик соединяет и обобщает свои впечатления, знания, воображение.

      4. Пометки на полях (инсерт, маркировка) – обозначение с помощью знаков на полях возле текста или в самом тексте:

      «+» – знал, «!» – новый материал (узнал), «?» – хочу узнать

      5. Шпаргалка – информация, формулировка, правило и т. д. в сжатом виде. Составление памяток, схем или текстов для справочников.

      6. Ранжирование, расположение в нужном порядке понятий.

      7. Восстановление деформированного высказывания, правила, текста или дополнение пропущенными словами (например, когда каждое третье или пятое слово пропущены).

      8. Табличка – фиксация знания и незнания о каком-либо понятии

      9. Кластер (гроздь) – фиксация системного понятия с взаимосвязями.

      Процесс рефлексии должен быть многогранным, так как оценка проводится не только личностью самой себя, но и окружающими людьми. Таким образом, рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.

      Используя различные приёмы проведения этапа рефлексии на уроках в начальной школе можно увидеть:

      - стимулирование мотивации и интереса в области изучаемых предметов и в общеобразовательном плане;

      - повышение уровня активности и самостоятельности учащихся;

      - развитие навыков анализа, критичности мышления, взаимодействия, коммуникации.

      Критерии оценки результативности технологии педагогических мастерских:

    • овладение учениками общеинтеллектуальными способами деятельности;

    • развитие способности к рефлексии;

    • сформированность коммуникативной культуры, когнитивных, креативных и методологических (оргдеятельностных) качеств.

Категория: Технологии | Добавил: Viktoryaofficial (11.08.2014)
Просмотров: 20610 | Рейтинг: 4.5/4
Всего комментариев: 0
avatar