Пятница
03.05.2024
10:23
Форма входа
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Сайт учителя начальных классов Русых Виктории Борисовны
Главная » Статьи » Мои доклады

Здоровьесберегающие технологии – основа построения образовательного процесса в школе

МБОУ СОШ № 1 г. Красногорска

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Доклад на педсовете на тему:

«Здоровьесберегающие технологии – основа построения образовательного процесса в школе»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила

рук. кафедрой учителей

начальной  школы

Русых В.Б.

 

 

2016 г.

Образование — необходимый, если не самый важный элемент социально-культурного и экономического развития страны. В этой связи на образование, как на целостную государственную систему, обеспечивающую социальное развитие личности, ложится, помимо прочих задача сохранения физического, психического и нравственного здоровья подрастающего поколения.

Специалисты ЮНЕСКО и Всероссийской организации здравоохранения, исследовавшие проблему жизнеспособности государств, оценивали их по пятибалльной системе. Жизнеспособность России оценили в 1,4 балла. Среди причин называются ухудшение качества жизни, обнищание, разрушение экономики, нехватка денег на социальные программы, на образование и здравоохранение, резкое ухудшение экологической обстановки, дефицит микроэлементов (например, йода в воде), нервно – психологический шок, вызванный проводимыми в стране реформами. Но при этом мало кто задумывается о том, почему в экологически благополучных регионах в элитных гимназиях и лицеях нарушений здоровья не меньше, а больше? Почему в блокадном Ленинграде жизнеспособность новорождённых была выше, чем сегодня? Много лет изучением этих вопросов занимается Лаборатория физиологии здравоохранительных проблем образования в Сергиевом Посаде Московской области. Её руководитель, доктор медицинских наук, профессор В.Ф.Базарный, в результате 20-летних исследований пришёл к парадоксальному выводу: главным виновником нынешней ситуации является система образования детей.

По данным Минздрава, только 5% выпускников школ являются здоровыми, 80% школьников хронически больны, 70% страдают нервно-психическими расстройствами. Вместо акселерации (увеличения роста) идёт децелерация (уменьшение роста): за последние 10 лет в 20 раз увеличилось количество низкорослых, ежегодно 300 тысяч юношей (около 35%) комиссованы военкоматом. Эта трагедия «перекинулась» и на репродуктивные возможности населения.

Таким образом, наличие в школе большого количества учащихся с различными отклонениями в состоянии здоровья выдвигает на первое место проблему формирования мотивации на деятельность, сберегающую здоровье, проблему охраны и укрепления здоровья школьников различных возрастных групп.

Один из первых признаков нежелательного влияния школы на здоровье школьника – утрата интереса ребёнка к учёбе, столь явного в начальных классах. Ученик, для которого посещение школы – тяжёлое и неприятное испытание, каждодневно оставляет в её стенах частичку своего здоровья.

Какие же условия и факторы школьной жизни оказывают разрушающее воздействие на здоровье детей? На этот счёт существуют разные мнения:

Первый — это инструктивно-программирующие методики. Весь учебный процесс направлен на закрепощение детского организма в режиме постоянного сидения. При таком психомоторном закрепощении ребёнок в начальной школе уже через 10-15 минут испытывает нервно-психические нагрузки, ведущие к ранней стенокардии, близорукости и сколиозу. У него угнетается и парализуется общий тонус организма.

 Второй фактор, губительный для здоровья, - это продолжительное воздействие на детей школьной среды: закрытые помещения, ограниченные пространства, заполненные однообразными искусственно созданными элементами. При этом угнетается эмоциональная сфера детей, подавляется иммунитет, не реализуется их генетическая программа.

 Третий фактор. Словесно-информационный — вербальный принцип построения учебного процесса. Книжное изучение жизни предполагает некритическое восприятие готовой информации. При этом подавляется творчество, которое заложено в них природой, они не могут самостоятельно мыслить и рассуждать.

 Четвёртый факторэто чрезмерное увлечение методиками «интеллектуального развития» в ущерб чувственному, эмоционально-образному. Обучение детей в детском саду компьютеру приводит к «шизоидной интоксикации» сознания. Реальный мир у ребёнка заменяется искусственным, виртуальным, что ведёт к распаду важнейшей психической функции воображения. На Западе это началось в 50-х годах, а сейчас дошло и до нас.

К этим факторам можно добавить следующие:

1)    Интенсификация обучения:

– объем учебных программ, их информационное насыщение часто не соразмерны с возрастными и функциональными возможностями школьников.

– до 80 % учащихся постоянно или частично испытывают учебный стресс, который снижает иммунную систему и способствует заболеваемости детей.

– существенное увеличение учебной нагрузки и приготовления домашнего задания достигает в основной школе до 10-12 часов, в старшей до 13-15 часов в сутки, вследствие чего наблюдается большая утомляемость, особенно к концу недели, нервно-психические нарушения, снижение сопротивляемости организма болезням.

  2) Ухудшение питания

 3) Факторы социального риска (ежегодно около 500 тыс. детей из-за распада семей лишаются одного из родителей)

  4) Факторы экологического риска

Как видите, проблема очень актуальная. Здоровье детей - это общая проблема медиков, педагогов и родителей.

В настоящее время продолжаются поиски педагогических технологий, позволяющих решить задачу совмещения высокой продуктивности учебного процесса с такими педагогическими технологиями, которые позволяют сохранить, а в некоторых случаях и укрепить уровень здоровья. Учителя школы апробируют в учебном процессе новые технологии, успешно сочетая старые, традиционные методы и формы проведения занятий с современными методиками. Как известно, умственная деятельность ведёт к усталости и падению работоспособности. Однако увлеченный интересной работой человек, в том числе и ребёнок, не ощущает усталости.
Задача школы заключается в необходимости помочь каждому ребёнку осознать свои способности, создать условия для их развития, способствовать сохранению и укреплению здоровья ребёнка, т.е. осуществлять личностно ориентированный подход при обучении и воспитании. Любая личностно-ориентированная технология вправе называться здоровьесберегающей.

А урок – главное поле реализации здоровьесберегающих образовательных технологий и проверки педагогической компетенции учителя.

Под здоровьесберегающими образовательными технологиями в широком смысле слова следует понимать все те технологии, использование которых в образовательном процессе идёт на пользу здоровья учащихся.

Здоровьесберегающие технологии должны соответствовать следующим критериям:

Почему и для чего? — однозначное и строгое определение целей обучения,

Что? — отбор и структура содержания,

Как? — оптимальная организация учебного процесса,

С помощью чего? — методы, приемы и средства обучения,

Кто? — реальный уровень квалификации учителя.

Так ли это? — объективные методы оценки результатов обучения.

К здоровьесберегающим технологиям относятся:

*    Педагогика сотрудничества – её можно рассматривать как создающую все условия для реализации задач сохранения и укрепления здоровья учащихся и педагогов.

*    Технологии развивающего обучения (ТРО) строятся на плодотворных идеях Л. С. Выготского, в частности – его гипотезе о том, что знания являются не конечной целью обучения, а лишь средством развития учащихся.

*    Технология уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов

*    Технологию раскрепощённого развития детей, разработанная физиологом В. Ф. Базарным.

*    Технология психологического сопровождения учебной группы, которая была  разработана М. Ю. Громовым и Н. К. Смирновым как модель внедрения в работу школы принципов психологии здоровья и педагогической психотерапии. В её основе – активное участие психологов в образовательном процессе школы, превращение школьного психолога в одну из ключевых фигур учебно-воспитательного процесса, основанного на принципах здоровьесбережения.

Основные же принципы здоровьесбережения следующие:

  • “Не навреди!” — все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью ученика и учителя.
  • Приоритет заботы о здоровье учителя и учащегося — все используемое должно быть оценено с позиции влияния напсихофизиологическое состояние участников образовательного процесса.
  • Непрерывность и преемственность — работа ведется не от случая к случаю, а каждый день и на каждом уроке.
  • Субъект — субъектные взаимоотношения — учащийся является непосредственным участником здоровье-сберегающих мероприятий.
  • Соответствие содержания и организации возрастным особенностям учащихся — объем учебной нагрузки, сложность материала должны быть ориентированы на возраст учащихся.
  • Комплексный, междисциплинарный подход — единство в действиях педагогов, психологов и врачей.
  • Успех порождает успех — акцент делается только на хорошее, в любом поступке, действии сначала выделяют положительное, и только потом отмечают недостатки.
  • Активность — активное включение в любой процесс снижает риск переутомления.
  • Ответственность за свое здоровье — надо стараться сформировать ее у каждого ребенка, только тогда он реализует свои знания, умения и навыки по сохранности здоровья.

Конечно, здоровье учащихся определяется исходным состоянием его здоровья на момент поступления в школу, но исходя из этих принципов, не менее важна и правильная организация учебной деятельности, а именно:

*    строгая дозировка учебной нагрузки;

*    построение урока с учётом работоспособности учащихся;

*    соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещённость, чистота);

*    благоприятный эмоциональный настрой;

*    проведение физкультминуток и динамических пауз на уроках.

Ученик способен сосредоточиться лишь на том, что ему интересно, нравится, поэтому задача учителя — помочь ученику преодолеть усталость, уныние, неудовлетворённость. Ведь часто мы слышим от своих учеников: «Мне тогда всё понятно, когда интересно». Значит, ребёнку должно быть интересно на уроке. Неудовлетворённость, не облагороженная разумом, может привести к агрессивности, мнительности, тревожности. Учитель должен постоянно заботиться о сохранении психического здоровья детей в норме, повышать устойчивость нервной системы учащихся в преодолении трудностей.

При организации учебного процесса необходимо учитывать следующие факторы:

1. Объём учебной нагрузкиолжен соответствовать возрастным и индивидуальным возможностям школьников)

2. Расписание уроков, распределение нагрузки по дням (расписание уроков должно быть максимально приближено к санитарно-гигиеническим нормам, удобно для детей)

3. Рациональность урока должна быть не менее 60%, не более 80%то время ученик занят учебной деятельностью, минимум 27 минут)

4. Количество видов учебной деятельности должно быть от 4 до 7 (письмо, чтение, слушание, рассказ, ответ на вопрос, решение примеров)

5. Продолжительность видов деятельности не более 10 минут, а на уровне начального общего образования 5 минут.

6. Число видов преподавания не менее 3 (словесный, наглядный, аудиовизуальный)

7. Наличие физической или эмоциональной разрядки, минимум 2

8. Чередование позы ученика.

При организации урока выделяют три основных этапа с точки зрения здоровьесбережения, которые характеризуются своей продолжительностью,объемом нагрузки и характерными видами деятельности. Данные представлены в таблице 1.

Эффективность усвоения знаний учащимися в течение урока такова:

- 5-25-я минута — 80%;

- 25-35-я минута — 60-40%;

- 35-40-я минута — 10%.

Практически все исследователи сходятся во мнении, что урок, организованный на основе принципов здоровьесбережения, не должен приводить к тому, чтобы учащиеся заканчивали обучение с сильными и выраженными формами утомления.

Утомление - возникающее в результате работы временное ухудшение функционального состояния человека, выражающееся в снижении работоспособности, в неспецифических изменениях физиологических функций и в субъективном ощущении усталости. Но утомление не следует рассматривать только как отрицательный феномен.Это защитная реакция, охранительная реакция организма, стимулятор его восстановительных процессов и повышения функциональных возможностей. Действительно, отрицательное влияние на организм оказывает постоянно возникающее и хроническое утомление, особенно перерастающее в переутомление.

Этапы урока с позиции здоровьесбережения

Часть урока

Время

Нагрузка

Деятельность

1 этап. Врабатывание

5 минут

Относительно невелика

Репродуктивная, переходящая в продуктивную

2 этап. Максимальная работоспособность

20-25 минут

Максимальное снижение на 15 минуте

Продуктивная, творческая, знакомство с новым материалом

3 этап. Конечный порыв

40-45 минут

Небольшое повышение работоспособности

Репродуктивная, отработка узловых моментов пройденного

 

О развитии утомления у школьников свидетельствуют:

*    снижение продуктивности труда: увеличивается количество ошибок и время выполнения задания;

*    ослабление внутреннего торможения: двигательное беспокойство, частые отвлечения, рассеянность внимания;

*    появление чувства усталости;

*    шум в классе.

Внимательный учитель может заметить:

*    нетерпеливое ерзанье в ожидании звонка;

*    изменение почерка;

*    динамизм (кривляние) телодвижений;

*    вегетативные реакции: потливость рук, покраснение лица;

*    жалобы на головную боль, неприятные ощущения в животе;

*    учащиеся младших классов пытаются себе помочь сосредоточиться, организовать себя “внешней” речью (проговаривание текста).

В системе образования можно выделить три возможных уровня решения задач по проблеме реализации здоровьесберегающих технологий.

I.Уровень района объединяющий несколько школ и других образовательных учреждений, предполагает принятие грамотных стратегических решений и, в соответствии с этим, финансирование направлений и программ работы. Необходимо серьезное научное обеспечение разработки и реализации принимаемых программ с учетом состояния здоровья детей, учащихся, всего населения, проживающего на данной территории. Ответственные лица на этом уровне - руководитель отдела образования и его заместители.

II.Уровень школы (или другого образовательного учреждения). Выбор пути начинается с постановки целей, определения места проблем здоровья среди задач школы, просто более внимательного отношения к этим вопросам, активного внедрения в работу школы здоровьесберегающих технологий, перехода в статус «школы здоровья» и т.п. Хотя ответственность за все происходящее несет персонально директор школы, принимаются такие решения совместно с Советом школы, родительским комитетом, педагогическим коллективом. Также необходима научная поддержка, основанная на данных о состоянии здоровья школьников. На уровне школы с использованием здоровьесберегающих технологий решаются следующие задачи:

- создание оптимальных гигиенических, экологических и других
условий для образовательного процесса;

- обеспечение организации образовательного процесса, предотвращающей формирование у учащихся дезадаптационных состояний: переутомления, гиподинамии, дистресса и т.п.;

- обеспечение школьников в период их пребывания в школе питанием, способствующим нормальной работе пищеварительной системы и обмену веществ в соответствии с современными медико-гигиеническими требованиями;

- включение в учебные планы школы всех классов занятий, позволяющих целенаправленно подготовить учащихся к деятельности по сохранению и укреплению своего здоровья, сформировать у них культуру здоровья, воспитать стремление к ведению здорового образа жизни;

- обеспечение подготовки (повышение квалификации, переподготовка) всего педагогического коллектива по вопросам здоровья, подготовки всех учителей и специалистов к внедрению в работу школы здоровьесберегающих образовательных технологий;

- обеспечение охраны здоровья педагогов и создание условий, позволяющих им грамотно укреплять свое здоровье;

- проведение мониторинга состояния здоровья учащихся;

- проведение тематической работы с родителями учащихся, направленной на формирование в их семьях здоровьесберегающих условий, здорового образа жизни, профилактику вредных привычек.

III. Уровень класса, обеспечиваемый работой на уроке. От того, насколько работа каждого учителя отвечает задачам здоровьесбережения, зависит результат влияния школы на здоровье учащихся. Организовать обучение учителя таким технологиям - задача руководства; использовать их в своей работе, отслеживая результаты, - задача каждого учителя.

Перед учителем, готовым использовать в своей работе здоровьесберегающие образовательные технологии, на первом этапе стоят следующие задачи:

- объективно оценить свои достоинства и недостатки, связанные с
профессиональной деятельностью, составить план необходимой коррекции и приступить к его реализации (с этого надо начинать!);

- пройти необходимое повышение квалификации по вопросам здоровья, здоровьесберегающих образовательных технологий;

- провести «ревизию» используемых в своей работе педагогических приемов и техник в аспекте их предполагаемого воздействия на здоровье учащихся;

- начать целенаправленную реализацию ЗОТ в ходе проведения учебных занятий и внешкольной работы, с учащимися, отслеживая получаемые результаты с помощью объективных методов оценки;

- содействовать формированию в своем образовательном учреждении здоровьесберегающей образовательной среды как эффективному взаимодействию всех членов педагогического коллектива, учащихся и их родителей для создания условий и реализации программ, направленных на сохранение, формирование и укрепление здоровья.

Для достижения целей здоровьесберегаюших образовательных технологий обучения применяются следующие группы средств:

1) средства двигательной направленности;

2) оздоровительные силы природы;

3) гигиенические факторы;

4) факторы становления ценностного отношения к здоровью.

Урок с применением здоровьесберегающих технологий должен быть построен с учетом возрастных потребностей и физиологических возможностей детей.

Основные требования к качественному уроку в условиях здоровьесберегающей педагогики:

1.Построение урока на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса с использованием последних достижений передовой педагогической практики с учетом вопросов здоровьесбережения.

2.Реализация на уроке в оптимальном соотношении принципов и методов как обшедидактических, так и специфических,

3.Обеспечение необходимых условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учетом их состояния здоровья, особенностей развития, интересов, наклонностей и потребностей.

4.Установление межпредметных связей, осознаваемых учащимися, осуществление связи с ранее изученными знаниями и умениями.

5.Активизация развития всех сфер личности учащихся.

6.Логичность и эмоциональность всех этапов учебно-воспитательной деятельности.

7.Эффективное использование педагогических средств здоровьесберегаюших образовательных технологий (физкультминуток, подвижных игр).

8.Формирование практически необходимых знаний, умений, навыков, рациональных приемов мышления и деятельности.

9. Обеспечение вариативного использования правил здорового образа жизни в зависимости от конкретных условий проведения урока.

10.Формирование умения учиться, заботясь о своем здо­ровье.

11.Тщательная диагностика, прогнозирование, проекти­рование, планирование и контроль каждого урока с учетом особенностей развития учащихся.

Идеи педагогики оздоровления подводят учителя к широкому использованию в практике нестандартных уроков:

*    Уроки-игры

*    Уроки, -дискуссии

*    Уроки -соревнования

*    Театрализованные уроки

*    Уроки-консультации

*    Уроки с групповыми формами работы

*    Уроки взаимообучения учащихся

*    Уроки творчества

*    Уроки -аукционы

*    Уроки-конкурсы

*    Уроки-обобщения

*    Уроки-фантазии

*    Уроки-концерты

*    Уроки-экскурсии и др.

Для рациональной организации урока можно воспользоваться следующими критериями (Смирнов Н.К., Громбах, Ирхин В.Н.): 

Факторы урока

Уровни гигиенической рациональности урока

рациональный

Недостаточно рациональный

Нерациональный

1

Плотность урока

не менее 60% и не более 75-80%

85-90%

более 90%

2

Количество видов учебной деятельности

4-7

2-3

1-3

3

Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности

не более 10 минут

11-15 минут

более 15 минут

4

Частота чередования различных видов учебной деятельности

смена не позже чем через 7-10 минут

смена через 11-15 минут

смена через 15-20 минут

5

Количество видов преподавания

не менее 3-х

2

1

6

Чередование видов преподавания

не позже чем через 10-15 минут

через 15-20 минут

не чередуются

7

Наличие эмоциональных разрядок (кол-во)

2-3

1

Нет

8

Место и длительность применения ТСО

в соответствии с гигиеническими нормами

с частичным соблюдением гигиенических норм

в произвольной форме

9

Чередование позы

Поза чередуется в соответствии с видом работы. Учитель наблюдает за посадкой учащихся

Имеются случаи несоответствия позы виду работы. Учитель иногда контролирует посадку учащихся

Частые несоответствия позы виду работы. Поза не контролируется учителем

10

Наличие, место, содержание и продолжительность физкультминуток

На 20-й и 35-й мин. урока по 1 мин. Из 3-х легких упражнений с 3-4-мя повторениями каждого

1 физкультминутка с неправильным содержанием или продолжительностью

Отсутствуют

11

Психологический климат

Преобладают положительные эмоции

Имеются случаи отрицательных эмоций. Урок эмоционально индифферентный

Преобладают отрицательные эмоции

12

Момент наступления утомления учащихся по снижению учебной активности

Не ранее 40 мин.

Не ранее 35-37 мин.

До 30 минут

 

Таким образом, главная задача реализации здоровьесберегающих технологий - такая организация образовательного пространства на всех уровнях, при которой качественное обучение, развитие, воспитание учащихся не сопровождается нанесением ущерба их здоровью.

В заключение хочется сказать, что здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы будем учить детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.

Категория: Мои доклады | Добавил: Viktoryaofficial (14.11.2016)
Просмотров: 3025 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar