Пятница
03.05.2024
07:08
Форма входа
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Сайт учителя начальных классов Русых Виктории Борисовны
Главная » Статьи » Мои доклады

Введение в действие государственных образовательных стандартов в начальной школе. Плюсы и минусы

МБОУ СОШ № 1 г. Красногорска

Доклад по теме:

 

«Введение в действие государственных образовательных стандартов в начальной школе. Плюсы и минусы».

 Русых В.Б.

 

2013 – 2014 уч. год

 

 

Всё лучше и лучше, и лучше

Работать хотим с каждым днём!

И сил мы своих не жалеем,

С реформой мы в ногу идём!

 

Главной отличительной чертой современного мира являются высокие темпы обновления научных знаний, технологий и технических систем, применяемых не только на производстве, но и в быту, сфере досуга человека. Следствием быстрого обновления знаний становится требование непрерывного образования на основе умения учиться. Таким образом, главной целью образования становится не передача знаний и социального опыта, а развитие личности ученика. Китайская народная мудрость гласит: «Не дай бог жить во времена перемен». А нам выпало именно такое время. Перемены – это трудно, «неудобно», ответственно. Но именно мы, педагоги, держим в своих руках будущее нашей страны.

В сентябре 2011 года во всех школах страны началась реализация ФГОС НОО. Школа стала учреждением, не только дающим знания, но и формирующим с первого класса навыки самообразования и самовоспитания. Происходит изменение парадигмы образования — от парадигмы знаний, умений и навыков к парадигме развития личности учащегося. Начальное образование выступает важнейшим средством самореализации и самоутверждения ребёнка как субъекта, уже способного определить цель, смысл и ценность требований современной культуры к учебной, семейно-бытовой, досуговой деятельности человека. Формируемые на данной ступени навыки обеспечивают не только дальнейшее развитие ребёнка, но и активное восприятие и осмысление текущей повседневной жизни, получение радости от умелого проявления жизненных сил, приобретаемых в процессе взросления знаний и умений.

Таким образом,  само по себе внедрение новых стандартов – уже большой плюс. В основе реализации стандарта начального общего образования лежит системно-деятельностный подход, предполагающий широкое внедрение в практику обучения проектной и исследовательской деятельности. Поэтому большое внимание учителя начальной школы уделяют созданию на каждом уроке условий для осмысления учащимися социальной, практической, личностной значимости изучаемого материала. Наблюдения на уроках показали, что нынешние ученики начальной школы не просто воспроизводят увиденное или прочитанное, но и пробуют рассуждать, делать выводы, обосновывать своё мнение. На уроках ребята вместе с учителями ставят опыты, проводят эксперименты, «открывают» для себя что-то новое.

Второй, не менее важный плюс – формирование у обучающихся универсальных учебных действий. Учитель должен меньше брать на себя, а давать больше самостоятельности, учить опираться  не на знания вообще, а на умение ориентироваться в разнообразных источниках информации. Искать, находить и действовать! При таком подходе у каждого ребенка будет право на ошибку и возможность ее осознать и исправить или даже избежать ее. Задача учителя – создавать для каждого ситуацию успеха, не оставляя места для скуки и страха ошибиться – того, что тормозит развитие.

Важным элементом формирования УУД обучающихся на ступени начального общего образования, обеспечивающим его результативность является ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять. Использование современных цифровых инструментов и коммуникационных сред указывается как наиболее естественный способ формирования УУД, поэтому в программу формирования УУД включена подпрограмма формирования ИКТ — компетентности. И это ещё один плюс ФГОС.

Четвёртый плюс ФГОС – это организация внеурочной деятельности. В нашей школе была разработана оптимизированная модель внеурочной деятельности. Такая модель позволила организовать работу, используя внутренние ресурсы школы. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, реализуют различные формы её организации, отличные от урочной системы обучения. Занятия проводятся после динамического часа в форме экскурсий, кружков, секций, соревнований.

Еще один плюс – это постановка духовно-нравственного воспитания обучающихся на более высокий уровень. Школа и раньше не снимала с себя воспитательных функций, но с введением ФГОС эта задача закреплена в основной образовательной программе. Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Ценности личности, конечно, в первую очередь формируются в семье. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования. Поэтому именно в школе сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь школьника.

И, конечно же, нельзя не сказать об обновлении материально-технической базы школы. Полноценные рабочие места учителя, интерактивные доски, различное оборудование, полученные школой в рамках программы модернизации школы позволяют учителям организовать работу на уроках более продуктивно.

 

Но помимо плюсов есть и минусы. Один из самых больших, на мой взгляд, - это предъявление новых требований к учебному процессу, проходящему в старых стенах. В школе нет условий для организации работы в режиме школы полного дня. Как бы ни старались педагоги разнообразить формы проведения занятий внеурочной деятельностью в соответствии с требованиями здоровьесбережения школьников, первоклассникам НЕОБХОДИМО пусть не поспать, но хотя бы полежать. Таких условий школа предоставить им не может. А это приводит к перегрузке детей.

Во-вторых, не до конца продумана система интерпретации результатов формирования УУД. В учебных пособиях представлены критерии оценки этих работ, но о методике анализа и интерпретации результатов нигде не сказано. Получается, что каждое образовательное учреждение вольно разрабатывать свою шкалу оценки? Как в таком случае определить уровень успешности нашей работы по сравнению с другими школами города, края, страны?

В-третьих, перегрузки угрожают не только обучающимся, но и учителям. Количество таблиц, данных портфолио, листов предметных достижений таково, что желание работать по новым стандартам заметно уменьшается при виде количества документов, требующих заполнения. Подготовка к урокам требует значительно больше времени.

В-четвертых, в связи с реализацией ФГОС в профессиональной деятельности учителя изменится подход к обучению. По новым стандартам главное – не просто создать условия для получения новых знаний и умений, а  научить детей УЧИТЬСЯ, создать благоприятные условия для личностного и познавательного развития каждого ученика, научить детей применять, развивать эти знания и умения в урочное и внеурочное время. Но ведь много лет перед учителями стояла задача формирования у детей ЗУН. В институтах на протяжении четырех-пяти лет учили методикам преподавания, требующим формирования у учащихся этих самых ЗУН. Теперь за короткий срок педагоги должны перестроиться на совершенно другую систему работы. Краткосрочные курсы не могут одномоментно избавить от стереотипов, пронизывающих школьную жизнь, педагогику, методику, не каждый учитель готов к личностной «перестройке» и «приведению себя в соответствие с ФГОС». А ведь именно учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – и есть главный ресурс, без которого невозможно воплощение новых стандартов школьного образования.

Ещё хотелось бы отметить в числе минусов и неполное соответствие материально-технической базы многих кабинетов начальных классов требованиям ФГОС, и недостаточное количество средств на приобретение учебной литературы, экранно-звуковых пособий (в том числе в цифровом виде), интерактивных досок, учебно-практического и учебно-лабораторного оборудования, натуральных объектов.

 

Таким образом, внедрение федерального образовательного стандарта в систему начального общего образования – процесс, без сомнения, положительный, но требующий корректировки и больших усилий со стороны всех участников этого процесса.

Хочется пожелать всем огромного терпения и крепкого здоровья для осуществления  реализации ФГОС!!!

Категория: Мои доклады | Добавил: Viktoryaofficial (22.08.2014)
Просмотров: 1400 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar