(На доске – конверт с приглашением)
- Ребята, мне сегодня с утра принесли приглашение. Кто хочет прочитать его?
- Ну, что, пойдем?
Слайд1.
Слайд2.
Слайд3.
- Учитель читает стихотворение:
Король Согласный устроил бал
И он гостей к себе позвал.
К нему подошла прекрасная
Его жена – королева Гласная.
И говорит ему: «Друг мой, скорей
Приглашай–ка на танец своих гостей!»
- Буквы Б, В, Г, Д, Ж, З сразу же пригласили на танец своих подружек – П, Ф, К, Т, Ш, С. Звонкие согласные во время танца звонко топали и громко выкрикивали свои имена, а глухие, как эхо, шепотом повторяли имена своих подруг.
Слайд4.
- Были на балу буквы, которые танцевать не захотели. Они стояли у стены и у них не было пары: К,Л,М,Н,Р,Й,Х,Ц,Ч,Щ.
Слайд5.
- Но мы сегодня о них говорить не будем, а поближе познакомимся с танцорами.
- Давайте назовем с вами парные звонкие согласные звуки.
- А теперь – глухие.
- Чем отличаются?(учим)
|
Один ребенок читает приглашение:
Дорогие друзья!
Я приглашаю вас на королевский бал.
Король Согласный
- Да!
- Б, в, г, д, ж, з.
- П, ф, к, т, ш, с.
- При произношении звонких согласных слышен голос, а при произношении глухих – нет.
|
Дидактическая игра «Найди пару»
(чтение, классификация, самоконтроль)
1.- Наши танцоры решили поиграть в слова. Давайте мы с вами присоединимся к их игре. На доске карточки со словами, которые отличаются только одной буквой в начале. Прочитайте слова и разбейте их на пары так, чтобы в первом столбике было слово со звонким согласным, а во втором – с глухим.
Веня – Феня
бочка – почка
голос – колос
доска – тоска
жар – шар
зайка - сайка
- Запишите пары слов, подчеркните парные согласные в начале слов.
- Сделайте вывод о том, хорошо ли слышны парные согласные в начале слов.
2. - А теперь парные согласные решили поиграть в прятки.
(Упражнение 161. с.75)
- Задание: списать, найти и подчеркнуть все парные согласные.
1 в. – 1 строка.
2 в. – 2 строка.
- Сделайте вывод о том, в каком месте в слове может находиться парный согласный?
3. –Ой, а это что за переполох? К нам на бал явился …кто? Отгадайте!
Дидактическая игра «Доскажи словечко»
(слушание, обобщение, самоконтроль)
Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал,
А, проснувшись, стал реветь.
Это зверь лесной… (медведь)
Слайд6.
-Правильно, медведь! Видно мы так громко танцевали, что разбудили его.
- А вы знаете, что в старину медведя звали не так. «Медведь» - это не настоящее название зверя, а, скорее, прозвище. А его настоящее название – «арктос» (греч.) Люди в те далекие времена жили, в основном, в лесах или в поселениях, окруженных лесами. И не было для них зверя страшнее медведя. Они даже имя его боялись произносить вслух. Поэтому люди стали придумывать ему прозвища: Косолапый, Топтыгин, Михаил Иванович и, конечно же, медведь.
- А почему люди прозвали этого зверя медведем?
- А сейчас, раз уж он проснулся, мишка хочет, чтоб мы сделали звуко-буквенный анализ слова мед.
- Ребята, обратите внимание, что вместо звонкого парного согласного в конце слова мы слышим глухой! Так вот что нам хотел сказать мишка!
- Сделайте вывод.
4. Король подготовил нам задание.
Слайд7.
- Прочитайте внимательно и найдите слова с теми парными согласными, которые пишутся не так как слышатся.
- Спишите, подчеркните парные согласные в конце слов.
|
Ребята читают слова и разбивают их на пары.
Ребята пишут слова, подчёркивают парные согласные в начале слов.
- Вывод: в начале слов парные согласные слышатся хорошо.
Работа по вариантам.
- Вывод: парные согласные могут находиться в начале, в середине и в конце слова.
- Медведь!
- Потому что он очень любит мед и знает(ведает) где его найти.
Ребята выполняют фонетический анализ слова «мёд»:
Мед – 1сл., 1гл., 2согл., 3б., 3зв.,
м - [м]- согл., мягк., зв.,
е - [o]- гл., уд.,
д - [т]- согл., тв., гл.
- Вывод: в конце слова вместо звонкого парного согласного слышим глухой.
Ребята списывают предложения, подчёркивают парные согласные в конце слов.
|
- Королю Согласному понравилось, как вы справились с его заданием. И на прощание он решил проверить, а хорошо ли вы запомнили его друзей?
Дидактическая игра «Корзинки»
(наблюдение, классификация, самоконтроль)
- Я раздам вам карточки с буквами. У доски 2 корзинки. В одну вы должны положить карточки с буквами, обозначающие звонкие парные согласные звуки, а в другую – глухие, те, кому достались непарные согласные, отдают свои карточки мне.
Слайд8.
|
Ребята получают карточки и раскладывают их в 2 корзинки.
|