Пятница
17.05.2024
06:51
Форма входа
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Сайт учителя начальных классов Русых Виктории Борисовны
Главная » Файлы » Разработки уроков

Урок русского языка во 2 классе. Особенности произношения звонких и глухих согласных. Парные
11.08.2014, 19:00

УРОК русского языка  во 2 классе

МБОУ СОШ №1 г. Красногорска

 

ТЕМА: «Особенности произношения звонких и глухих согласных. Парные  

                согласные по звонкости – глухости»

 

Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока:  изучение особенностей произношения звонких и глухих согласных; ознакомление с парными согласными по звонкости - глухости; создание условий для формирования УУД.

Задачи урока:

Образовательные:

  • научить различать парные согласные по звонкости – глухости;

  • познакомить с особенностями произношения звонких и глухих согласных.

Развивающие:

  • развивать умение видеть парные согласные в слове;

  • формировать фонематический слух и орфографическую зоркость;

  • способствовать развитию коммуникативной культуры;

  • помочь учащимся осознать личностную значимость нового материала.

    Воспитательные:

  • воспитывать доброжелательность и взаимовыручку;

  • воспитывать познавательный интерес учащихся.

 Оборудование урока:

  • компьютер, интерактивная доска, проектор;

  • < >

    таблицы с парными и непарными согласными;

  • карточки со словами;

  • корзинки и карточки с буквами, обозначающими парные согласные;

  • письмо – приглашение;

  • учебник Т.Г. Рамзаевой«Русский язык» 2 класс.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

  1. Оргмомент.

         Долгожданный дан звонок-

                                   Начинается урок!      

        Русский язык приветствует вас!

                                   За работу! В добрый час!

 

II. Минутка чистописания.

- В алфавите эта буква находится между буквами л и н. Что это за буква? (М)

     - Из каких элементов она состоит?

- Пишем буквы Мм.

 

Ребята прописывают буквы Мм.

 

 - Наклонные с закруглением внизу.

III.   Активизация опорных знаний и установка познавательной задачи.

(На доске – конверт с приглашением)

- Ребята, мне сегодня с утра принесли приглашение. Кто хочет прочитать его?

 

 

 

- Ну, что, пойдем?

Слайд1.

Слайд2.

Слайд3. 

  - Учитель читает стихотворение:

  Король Согласный устроил бал

И он гостей к себе позвал.

К нему подошла прекрасная

Его жена – королева Гласная.

И говорит ему: «Друг мой, скорей

Приглашай–ка на танец своих гостей!»

- Буквы Б, В, Г, Д, Ж, З сразу же пригласили на танец своих подружек – П, Ф, К, Т, Ш, С. Звонкие согласные во время танца звонко топали и громко выкрикивали свои имена, а глухие, как эхо, шепотом повторяли имена своих подруг.

Слайд4.

 - Были на балу буквы, которые танцевать не захотели. Они стояли у стены и у них не было пары: К,Л,М,Н,Р,Й,Х,Ц,Ч,Щ.

Слайд5.

 - Но мы сегодня о них говорить не будем, а поближе познакомимся с танцорами.

- Давайте назовем с вами парные звонкие согласные звуки.

- А теперь – глухие.

 - Чем отличаются?(учим)

 

   

Один ребенок читает  приглашение:

Дорогие друзья!

Я приглашаю вас на королевский бал.

                          Король Согласный

 

 - Да!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 - Б, в, г, д, ж, з.

 

 - П, ф, к, т, ш, с.

 - При произношении звонких согласных слышен голос, а при произношении глухих – нет.

V. Физкульминутка.

Дидактическая игра «Звонкие – глухие»

(слушание, классификация, самоконтроль)

Когда я буду называть звонкие согласные – звонко хлопайте в ладоши. Глухие – тихо кружитесь.

 

 

 Ребята выполняют нужные действия.

IV. Работа над новым материалом.

Дидактическая игра «Найди пару»

(чтение, классификация, самоконтроль)

 

1.- Наши танцоры решили поиграть в слова. Давайте мы с вами  присоединимся к их игре. На доске карточки со словами, которые отличаются только одной буквой в начале.  Прочитайте слова и разбейте их на пары так, чтобы в первом столбике было слово со звонким согласным, а во втором – с глухим.

 

Веня – Феня

бочка – почка

голос – колос

доска – тоска

жар – шар

зайка -  сайка

 

 - Запишите пары слов, подчеркните парные согласные в начале слов.

 

 - Сделайте вывод о том, хорошо ли слышны парные согласные в начале слов.

 

2. - А теперь парные согласные решили поиграть в прятки.

(Упражнение 161. с.75)

- Задание: списать, найти и подчеркнуть все парные согласные.

1 в. – 1 строка.

2 в. – 2 строка.

 - Сделайте вывод о том, в каком месте в слове может находиться парный согласный?

 

 

 

3. –Ой, а это что за переполох?  К нам на бал явился …кто?  Отгадайте!

 

Дидактическая игра «Доскажи словечко»

(слушание, обобщение, самоконтроль)

 

Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал,
А, проснувшись, стал реветь.
Это зверь лесной… (медведь)

 

Слайд6.

-Правильно, медведь! Видно мы так громко танцевали, что разбудили его.

 - А вы знаете, что в старину медведя звали не так. «Медведь» - это не настоящее название зверя, а, скорее, прозвище. А его настоящее название – «арктос» (греч.) Люди в те далекие времена жили, в основном, в лесах или в поселениях, окруженных лесами. И не было для них зверя страшнее медведя. Они даже имя его боялись произносить вслух. Поэтому люди стали придумывать ему прозвища: Косолапый, Топтыгин, Михаил Иванович и, конечно же, медведь.

- А почему люди прозвали этого зверя медведем?

- А сейчас, раз уж он проснулся, мишка хочет, чтоб мы сделали звуко-буквенный анализ слова мед.

- Ребята, обратите внимание, что вместо звонкого парного согласного в конце слова мы слышим глухой! Так вот что нам хотел сказать мишка!

 - Сделайте вывод.

4. Король подготовил нам задание.

Слайд7.

- Прочитайте внимательно и найдите слова с теми парными согласными, которые пишутся не так как слышатся.

 - Спишите, подчеркните парные согласные в конце слов.

 

Ребята читают слова и разбивают их на пары.

 

Ребята пишут слова, подчёркивают парные согласные в начале слов.

 

 - Вывод: в начале слов парные согласные слышатся хорошо.

 

Работа по вариантам.

 

 

 - Вывод: парные согласные могут находиться в начале, в середине и в конце слова.

 

 

 

 

 - Медведь!

 

  - Потому что он очень любит мед и знает(ведает) где его найти.

 

Ребята выполняют фонетический анализ слова «мёд»:

Мед – 1сл., 1гл., 2согл., 3б., 3зв.,

м - [м]- согл., мягк., зв.,

е - [o]- гл., уд.,

д - [т]- согл.,  тв., гл.

- Вывод: в конце слова вместо звонкого парного согласного слышим глухой.

 

 

 

 

 

 

 

 Ребята списывают предложения, подчёркивают парные согласные в конце слов.

VII. Рефлексия учебной деятельности.

- Королю Согласному понравилось, как вы справились с его заданием. И на прощание он решил проверить, а хорошо ли вы запомнили его друзей?

 

Дидактическая игра «Корзинки»

(наблюдение, классификация, самоконтроль)

 - Я раздам вам карточки с буквами. У доски 2 корзинки. В одну вы должны положить карточки с буквами, обозначающие звонкие парные согласные звуки, а в другую – глухие, те, кому достались непарные согласные, отдают свои карточки мне.

Слайд8.

 

 

Ребята получают карточки и раскладывают их в 2 корзинки.

VIII. Домашнее задание.

Слайд9.

 

Категория: Разработки уроков | Добавил: Viktoryaofficial
Просмотров: 2041 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar