Пятница
17.05.2024
08:25
Форма входа
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Сайт учителя начальных классов Русых Виктории Борисовны
Главная » Файлы » Разработки уроков

Урок литературного чтения 2 класс. Е.И.Чарушин "Страшный рассказ"
11.08.2014, 13:38

УРОК литературного чтения во 2 классе

Учитель: Русых В.Б.

МБОУ СОШ №1 г. Красногорска

ТЕМА:  "Е.И. Чарушин «Страшный рассказ»"

Тип урока: изучения и первичного закрепления нового материала.

Цель урока:  формирование  у учащихся первоначальных представлений  о творчестве Е.И.Чарушина, ознакомление с рассказом Е.И.Чарушина "Страшный рассказ",создание условий для формирования УУД.

Задачи урока:

Образовательные:

  • познакомить с творчеством Е.И. Чарушина;

  • совершенствовать навыки выразительного, беглого чтения;

  • учить читать по ролям.

Развивающие:

  • активизировать познавательную деятельностьмладших школьников;

  • способствовать развитию коммуникативной культуры, обогащению словарного запаса;

  • выявить и обогатить знания детей оразличных профессиях;

  • помочь учащимся осознать нравственную и личностную значимость нового материала.

    Воспитательные:

  • воспитывать понимание необходимости бережного отношения к природе;

  • воспитывать любовь к животным.

Оборудование урока:

  • компьютер, интерактивная доска, проектор;

  • магнитная доска;

  • < >

    выставка книг Е.И.Чарушина;

  • учебник Л.Ф.Климановой «Родная речь» 2 класс.

     

Деятельность учителя

Деятельность ученика

  1. Оргмомент.

- Ребята, вы готовы отправиться в удивительный мир книг? Итак, начинаем наше увлекательное путешествие.

 

II. Проверка домашнего задания.

   - Сейчас я послушаю, как вы дома подготовили пересказ произведения М.Пришвина «Ребята  утята».

Ребята пересказывают произведение М.Пришвина «Ребята  утята».

 

III.   Активизация опорных знаний  и установка познавательной задачи .

-  Ребята, а как называют человека, который пишет рассказы?

 - А как называют человека, который пишет картины?

 - А может ли один и тот же человек быть и писателем и художником?

 - Так о творчестве какого человека мы будем сегодня говорить?

 

 - Правильно. Сегодня мы с вами познакомимся с творчеством талантливого писателя и художника Евгения Ивановича Чарушина.

 

 

 

 - Писатель.

 

 - Художник.

 

 - Может.

 

 - Мы будем говорить о человеке, который является писателем и художником.

IV.   Усвоение новых знаний.

1. Знакомство с биографией Чарушина.

  - Прочитайте.

- А какое у него было детство? Об этом нам расскажут наши биографы.

 

- И кем же должен быть стать человек, с детства любивший рисование и животных?

 - Правильно. Такой художник называется художником - анималистом.

 - Свою деятельность в  литературе Чарушин начал как иллюстратор детских книг, а позже – он и сам начал писать рассказы для детей, т.е. стал писателем.

 

- Ребята, как вы думаете, о ком были написаны его рассказы?

2. Работа над произведением Е.Чарушина «Страшный рассказ».

1. Подготовительная беседа.

 - Отгадайте загадку.

 - Кто это?

 - По каким признакам вы узнали?

 -  Кто видел ежа? Где? Чем он питается?

 - А сейчас наши информаторы сделают небольшое сообщение о еже.

 - «Я очень благодарен моим родным за моё детство, потому что все впечатления его остались для меня и сейчас наиболее сильными, интересными и замечательными. И если я сейчас художник и писатель, то только благодаря моему детству...»

1. Отец Чарушина был архитектором. Он придумывал, рисовал дома. Альбомы, карандаши, краски – всё это очень нравилось мальчику. На его детских рисунках чаще всего были изображены птицы и звери.

2. Многое о родной природе Чарушин узнал от матери. Она была искусным садоводом  и огородником. Сын помогал ей собирать семена цветов, приносил из лесу редкие растения и сажал их в саду около дома.

3. Самые яркие  воспоминания о детстве связаны у Чарушина с животными. Он сам их ловил, воспитывал, наблюдал или просто читал о них. В доме всегда были кошки и собаки, на окнах – банки с рыбками, в клетках распевали  свистели птицы. Это были друзья мальчика.

 

  - Художником, рисующим животных.

 

 

 

 

 

 

 

 - О животных.

 

 - Это ёжик.

 - "У него колючий бок".

 - Жуками и мышами, грибами, яблоками...

 

1.Ёж – хищное ночное животное. Днём он прячется под кучей хвороста и листвы, а ночью выходит кормиться. Пищей ему служат жуки, лягушки, мыши, улитки,   опавшие плоды яблонь, груш и других деревьев.

2. В случае опасности ёж сворачивается в клубок, прижимая голову к брюху и втягивая лапки и хвост под себя. Получается колючий шар с торчащими во все стороны шипами.

3. Во время ночной охоты на ежа нападает филин. Ему не страшны иглы зверька. Нет спасения ежу и от хитрой лисицы. А вот при встрече с гадюкой ёж выходит победителем.

Физкульминутка.

(Дети поют песню про ёжика и выполняют соответствующие движения).

2. Знакомство с  произведением Е.Чарушина «Страшный рассказ».

- Прочитайте название рассказа. Как вы думаете, о чём он?

 - А вы испытывали когда – нибудь страх?

 

3.Словарная работа.

 - Перед тем, как прочитать рассказ, я познакомить вас с новыми словами.

 - Прочитайте.

 

 

- Сейчас я прочитаю вам рассказ, а вы прислушайтесь к своему настроению: меняется оно, или остаётся постоянным, что на него влияет, выделите самый яркий для себя эпизод. (Чтение рассказа учителем)

 

 - Что вы испытывали, слушая это произведение?

 

4.  Анализ художественного произведения.

 

а) Чтение рассказа самими учащимися.

  - Ребята, понравился вам рассказ? Кто главные герои рассказа?

 

б) Выборочное чтение:

 - Где находилась дача? Прочитайте.

 - Что напугало ребят? Прочитайте.

 - Как вёл себя ёжик, когда его хотели взять в руки? Прочитайте.

 

в)Работа с иллюстрацией с.137

 

- Рассмотрите иллюстрацию в книге. Её тоже нарисовал Чарушин. Какой момент здесь изображён? Прочитайте.

г) Работа в парах. Чтение по ролям.

 - Как Шура  и Петя уговаривали себя не бояться? Каким голосом они это говорили?

 - Прочитайте диалог по ролям в парах.

  - А теперь мы послушаем, какая пара лучше передаст ощущения ребят.

5.Иллюстрирование.(при наличии времени)

 - А сейчас вы превратитесь в художников – аниматоров и нарисуете ёжика из «Страшного рассказа»

 

 - О чём-то страшном.

Выслушиваю рассказы детей.

- Чулан – помещение в доме, служащее кладовой.

 - Сени – помещение между жилой частью дома и крыльцом.

Выслушиваю ответы детей.

 - Главные герои рассказа - мальчики: Шура и Петя.

 

Дети находят в рассказе нужные места и зачитывают.

 

 - Здесь нарисовано, как из тёмного угла комнаты показался ёжик и стал лакать молоко.

 

Дети зачитывают отрывок из рассказа.

 

 - Они говорили тихо, слегка дрожащим голосом.

 

Чтение по ролям.

V. Закрепление и самопроверка знаний.

  - А сейчас мы узнаем, как внимательно вы работали на уроке. Предлагаю разгадать вам кроссворд.

Вопросы:

1. Кто является автором рассказа?

2. Где происходило действие рассказа?

3. Что зажгли родители для того, чтобы увидеть ежа?

4. Как зовут в рассказе одного из мальчиков?

5. Помещение в доме, служащее кладовой.

6. В чём унесли ежа?

7. Один из главных героев рассказа.

8. Помещение между жилой частью дома  и крыльцом.

 

 

 

 

 - Чарушин.

 - Дача.

 - Лампа.

 

 - Шура.

 

 - Чулан.

 - Шапка.

 - Ёжик.

 - Сени.

VI. Рефлексия учебной деятельности.

 

- Оцените свою работу на уроке.

Оценка ученика

учителя

Прогностическая

Ретроспективная

 

 

 

 

 

- И закончить наш урок  я хочу словами Евгения Ивановича Чарушина:

«Входи в мир природы! Будь внимательным, добрым и смелым. Больше узнавай, больше умей, чтобы вся природа обернулась для тебя большой Родиной. Растения и животные – это наша родная природа. Оберегать и любить их – это значит любить и беречь свою Родину».

 

 

 

 

 

VII. Домашнее задание.

 

 

Презентация 

Категория: Разработки уроков | Добавил: Viktoryaofficial
Просмотров: 2155 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar